Дальневосточный федеральный университет. Планы и перспективы | Наука 21 век

Наука 21 век » Дальневосточный федеральный университет. Планы и перспективы





Дальневосточный федеральный университет. Планы и перспективы

Январь 6th, 2012

Дальневосточный федеральный университет. Планы и перспективы23 декабря 2011 года состоялся видеомост Москва – Владивосток «Дальневосточный федеральный университет как уникальный образовательный центр в рамках АТЭС». Одним из важнейших аспектов успешной кооперации экономик стран участниц АТЭС является поддержка высшего образования. Дальневосточный Федеральный университет (ДВФУ) – один из ярких и уникальных проектов России в области образования. Он станет первым ВУЗом в России, обладающим самой современной инфраструктурой и полным набором сервисов электронного университета. В декабре на острове Русский сданы в эксплуатацию первые пять корпусов нового кампуса ДВФУ, которые в сентябре 2012 года примут гостей Саммита АТЭС во Владивостоке.

 Дальневосточный федеральный университет. Планы и перспективы

В ходе видеомоста о деятельности ДВФУ рассказали: ректор Дальневосточного федерального университета Миклушевский Владимир Владимирович, директор департамента образования и науки Приморского края Оноприенко Виталий Владимирович, заместитель начальника управления культуры г. Владивостока Травникова Лариса Федоровна, директор школы региональных международных исследований в университете Кузнецов Владимир Сергеевич. С московской стороны видеомоста приняли участие: заместитель Министра образования и науки РФ Пономарев Алексей Константинович, руководитель направления инновационного сотрудничества Российского центра исследований АТЭС Стапран Наталья Валерьевна, директор Института развития образования ВШЭ Абанкина Ирина Всеволодовна.

По мнению Пономарева А.К. в сети федеральных университетов ДВФУ – не только самый крупный, но и самый многофункциональный университет. Университета должен стать мощным образовательным центром, способным качественно изменить ситуацию с подготовкой кадров в дальневосточном регионе. Университет позиционируется как один из крупнейших научных центров России. На сегодня мировым трендом является создание научно-исследовательских структур вокруг университетов. В плане развития ДВФУ заложено создание комплекса научно-исследовательских лабораторий, конструкторских подразделений совместно с крупнейшими российскими высокотехнологичными компаниями. Объединение образовательного и научного направлений в деятельности ДВФУ должно создать на Дальнем Востоке новую интеллектуальную обстановку. Научно-образовательный центр позиционируется как международный. Учиться в ВУЗе будет не только молодежь из России, но и иностранные студенты.

На Дальнем Востоке ДВФУ обладает серьезными конкурентными преимуществами перед российскими и зарубежными научными центрами. Он находится на сосредоточении нескольких научно-развитых регионов. Два месяца назад было подписано соглашение с японским университетом. Дальневосточный университет станет серьезной контактной точкой не только в области образования, но и в области науки с японскими коллегами. Большинство профильных крупных российских государственных корпораций в той или иной степени приняли решение о создании в университете своих научных подразделений. Это касается судостроительных корпораций, крупных промышленных компаний биотехнологического профиля, РАО ЭС Востока, также ведутся переговоры с ОАО «НК «Роснефть».

Работа по созданию научно-образовательного центра в ДВФУ – самая масштабная в стране. В университете строится самый крупный медицинский университетский центр. Для этого есть уникальная база. Материальное подспорье университета – кампус. Активная позиция промышленных компаний по взаимодействию с университетом, ректоров ведущих российских университетов позволят сконцентрировать в самое ближайшее время на Дальнем Востоке серьезный научно-образовательный потенциал. Ведется работа по привлечению к работе в ДВФУ ведущих ученых и высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава.

Ректор ДВФУ Миклушевский В.В. считает кампус потрясающим подарком руководства страны студенчеству, преподавателям и сотрудникам университета и Приморского края в целом. По техническому оснащению он является одним из лучших в мире.

Существует три основных аспекта деятельности университета. Первый – интернационализация образования. Стоит задача – к 2019 г. иметь 25 % (7,5 тыс.) иностранных очных студентов в кампусе на острове Русский. Помимо русскоязычных программ с 2012 года начинается обучение по 10 англоязычным программам – 9 магистерским и 1 бакалаврской. Они будут доступны не только для иностранных, но и для русскоязычных студентов.
Учебные программы разрабатываются в содружестве в ведущими мировыми университетами. Подписаны соглашения с Калифорнийским университетом в Беркли, с университетом Южной Калифорнии на предмет развития школы биомедицины и медицинского центра. Подписано соглашение с австралийским университетом Гриффитса. Главный эффект от такого сотрудничества - изменение ментальной среды как преподавателей, так и студентов, в возможности общения со своими коллегами из-за рубежа. ДВФУ также работает с лучшими университетами Италии, Китая, Японии. Дальневосточный федеральный университет – единственный из российских ВУЗов, который входит в ассоциацию тихоокеанских университетов. Важный аспект - интернационализация университетской деятельности, создание школ региональных международных исследований.

Второй аспект – внедрение системы «электронный университет». Она полноценно заработает к концу 2012 г. К началу 2012 учебного года начнут функционировать главные ее элементы. Эта система переводит в электронный формат все образовательные процессы в университете. Одна из важнейших ее составных частей – learning management system. Эта система позволяет организовывать самостоятельную работу студентов, усваивать предметы в режиме mobile learning.

В кампусе на острове Русский 400 аудиторий будут оборудованы системой виртуальной аудитории. Все лекции, практические занятия будут транслироваться в Интернет в режиме on-line. Они могут быть доступны в электронном виде. Это путь, по которому идут самые передовые университеты мира. Студенты могут изучать предметы, не входящие в их образовательную программу, факультативно. Виртуальные аудитории предусматривают интерактивную работу обучающих и обучающихся. Преподаватель может задать студенту вопрос и получить на него ответ. Система виртуальных аудиторий открыта, прежде всего, для студентов. Сегодня идет обсуждение о доступности данной системы любым пользователям. Так делают многие ведущие университеты, выкладывая курсы лекций в открытый доступ. Авторские права при этом, безусловно, соблюдаются. Использование этой системы существенным образом расширяет границы влияния университета на образовательное пространство как внутри страны, так и за рубежом.

Ряд программ, которые реализует ДВФУ, уже сегодня конкурентоспособны. Например, в области изучения ресурсов мирового океана, естественно-научных программ, которые реализуются совместно с учеными РАН.
Третий аспект деятельности университета – особый подход к научным исследованиям. В университете работает команда местных венчурных предпринимателей, которые занимаются бизнесом на территории Приморья в течение последних 10 лет. Ее работа направлена на изменение психологии исследователя внутри университета. Исследовательская работа не будет заканчиваться написанием отчета, а продолжится внедрением научных разработок.

По мнению Обанкиной И.В. позиционирование global education возможно только при условии привлекательности жизни. Во Владивостоке созданы условия для реализации своих жизненных планов и научных проектов молодежи и ученых. С этой целью создаются самые современные кампусы с возможностью виртуального общения, технологиями будущего. Уникальность самого Владивостока, мост на остров Русский позволяет повышает его конкурентоспособность в позиционировании в пространстве global education. Наша страна постепенно окаймляется центрами образования и научных исследований, такими как Арктический университет в Архангельске и Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Амосова в Якутии. Это позиционируют наши регионы, раньше казавшиеся удаленными, непривлекательными, из которых наблюдался отток молодежи, наоборот, в центры скопления научной элиты.

Оноприенко В.В. считает, что Дальневосточный федеральный университет оказывает значительное влияние на развитие образования на всех уровнях молодежи – от общего до профессионального образования. В плане общего образования в ДВФУ создана школа педагогики. Она готовит преподавателей для образовательных учреждений Приморского края. Созданы различного вида образовательные программы, программы дополнительного образования. Они будут ориентированы на новые методики преподавания, на современные образовательные технологии. Преподаватели будут нести эти знания в школы, воспитывая подрастающую молодежь.

Дальневосточный федеральный университет выступил партнером по развитию профессионального образования. Он участвует в разработке краевой целевой программы по развитию профессионального образования на 2011 – 2015 годы. Университет принимает участие в различных инвестиционных проектах. В них задействована молодежь, например, в мероприятии «Фестиваль науки». Направления деятельности университета, представленные в программе развития, влияют на развитие экономики Приморского края. Они связаны с развитием транспортной системы, изучением ресурсов мирового океана и т.д. Эти мероприятия развиваются в настоящее время в Приморском крае и дальневосточном регионе.

Стопран Н.В. рассказала о ходе подготовки к Саммиту АТЭС в 2012 году, о сотрудничестве Российского центра исследований АТЭС с ДВФУ, о предстоящем проведении на базе университета форума молодых предпринимателей, форума «Голоса будущего» на Дальнем Востоке. Проводимые мероприятия - хорошая возможность стимулировать, активизировать инновационные идеи научной молодежи. Саммит АТЭС очень важен, это ступень для развития образовательных программ, программы академической активности. Это важно с точки зрения интернационализации Дальнего Востока России и интеграции образования и науки нашей страны.
Функционирование Дальневосточного федерального университета – важный эксперимент, который сочетает комплекс передовых технологий, идей и методик преподавания. Его опыт послужит образцом и базой в последующие годы для работы многих университетов России.

Ольга Елисеева журнал Наука 21 век

Ольга Елисеева
Наука 21 век