100 лет со дня рождения Григория Яковлевича Бахчиванджи | Наука 21 век

Наука 21 век » 100 лет со дня рождения Григория Яковлевича Бахчиванджи





100 лет со дня рождения Григория Яковлевича Бахчиванджи

Февраль 7th, 2009

100 лет со дня рождения Григория Яковлевича Бахчиванджи100-летие со дня рождения известного советского летчика-испытателя Григория Бахчиванджи, который первым совершил полет на реактивном самолете БИ (БИ-1), отмечается сегодня в Москве. Во время Великой Отечественной войны Бахчиванджи участвовал в обороне Москвы,  совершил 65 боевых вылетов на самолете МиГ-3, провел 26 воздушных боев, лично сбил два вражеских самолета и три — в группе.

Бахчиванджи родился в 1909 году в станице Брыньковской Краснодарского края. Трудовую жизнь начал в 16 лет, с 1925 года он работал в литейной мастерской, потом помощником машиниста на станции Ахтари в Краснодарском крае, затем работал слесарем на строительстве металлургического завода имени В.И.Ленина.

100 лет со дня рождения Григория Яковлевича БахчиванджиБахчиванджи в 1931 году окончил школу младших командиров, затем школу техников по авиавооружению. Вскоре Бахчиванджи получает диплом авиатехника и подает рапорт в Оренбургскую летную школу с просьбой о его зачислении.

В 1935 году Григорий Яковлевич после окончания Оренбургской школы летчиков прибыл в полк. Он демонстрирует великолепную технику пилотирования, показывает глубокие знания самолета, высокую физическую подготовленность. Вскоре его направляют в НИИ ВВС. Ему доверяют испытание новых машин, поручают проведение сложных заданий.

До Великой Отечественной войны Бахчиванджи за серию испытаний и высокое их качество был награжден орденом Ленина. В первый же день войны он добровольно уходит на фронт и в составе шестого истребительного авиационного корпуса самоотверженно дерется с фашистскими асами. Воевал на истребителе МиГ-3, который испытывал накануне. С 1 июля по 10 августа 1941 года совершил около 70 боевых вылетов, при обороне Москвы сбил пять самолетов противника.

В середине августа 1941 года Георгий Яковлевич был отозван с фронта в НИИ ВВС для испытаний первого российского ракетного истребителя БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД).

Сначала предполагалось, что испытывать новую машину будет известный летчик-испытатель Борис Кудрин. Он летал на самолете без двигателя — «в планерном варианте», работал на стендах, но потом заболел, попал в госпиталь. Когда стало ясно, что выберется он оттуда не скоро, был назначен новый испытатель — капитан Бахчиванджи — «Бахчи», как все его называли.

Бахчиванджи был ярким представителем особой человеческой породы летчиков-испытателей 1930-х годов, непохожих ни на своих предшественников, ни на преемников. Если существует некий обобщенный образ «лихого парня», то Бахчиванджи точно в него вписывается. «Лихие парни», к которым принадлежал Бахчиванджи, были люди очень смелые, даже дерзкие, любители и в воздухе, и на земле ситуаций острых, не всегда дисциплинированные, часто склонные к лихачеству, но лихачествующие столь блестяще, благородно и обаятельно, что наказывать их серьезно у начальства не поднималась рука.

Новое дело увлекло советского летчика-испытателя не потому, что он был приверженцем ракетной авиации, он не мог им быть, потому что мало что о ней знал. Новое дело увлекло его потому, что это было новое дело. Бахчиванджи успел уже повоевать, сбил пять немецких самолетов, был отозван с фронта вместе с другими опытными летчиками-испытателями, и он хорошо понимал, как нужна фронту машина, заведомо превосходящая по скорости все известные самолеты противника.

С нетерпением ждал он дня первого вылета, но «БИ» — так назвали перехватчик его создатели, поставив рядом первые буквы своих фамилий (Березняк и Исаев) — в небо не пускал двигатель. Он плохо регулировался, часто прогорал. Однажды во время наземных испытаний произошел взрыв. Бахчиванджи и ведущий инженер по двигателю Арвид Палло получили ожоги азотной кислотой, попали в больницу.

В конце концов двигатель был признан надежным, и после нескольких дней пробежек по аэродрому и подлетов 15 мая 1942 года Бахчиванджи разрешили первый полет, который прошел успешно. Потом были еще несколько успешных испытательных полетов.

Задание летчику на седьмой испытательный полет, состоявшийся 27 марта 1943 года, предусматривало доведение скорости горизонтального полета самолета до рекордной скорости 750-800 километров в час по прибору на высоте две тысячи метров. По наблюдениям с земли, седьмой полет, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. Самолет набрал рекордную скорость — 800 километров в час, но затем ракетоплан, находившийся в горизонтальном полете, неожиданно вошел в пикирование и под углом около 50 градусов врезался в землю. Машина вместе с пилотом упала в шести километрах южнее аэродрома.

 100 лет со дня рождения Григория Яковлевича Бахчиванджи

самолет БИ 1

Маленький «БИ» и его первый пилот навсегда остались в истории российской ракетной техники. В апреле 1973 года президиум Верховного Совета СССР за героизм и самоотверженность, проявленные при испытании первых советских самолетов с ракетными двигателями, присвоил посмертно Григорию Яковлевичу Бахчиванджи звание Героя Советского Союза. О нем написано много очерков, книг, снят документальный фильм, его подвиг лег в основу многих художественных кинолент.

Георгий Бахчиванджи похоронен на кладбище поселка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта Кольцово (Екатеринбург). Рядом с ним похоронены его напарник по испытаниям реактивного истребителя «БИ» Константин Груздев, погибший в феврале 1943 года на «Аэрокобре», и Трофим Чигарев, погибший в октябре 1941 года. Лишь в феврале 1963 года представителями НИИ ВВС на могиле Бахчиванджи, до того времени безымянной, был установлен обелиск.

Бахчиванджи дважды награжден Орденами Ленина и медалями.

Светлая память о нем и его полетах в неведомое отражена в наименовании платформы «Бахчиванджи» пригородного сообщения по Ярославской железной дороге, установкой памятника в станице Бриньковской (на родине летчика) и в Кольцово (НИИ ВВС, Свердловская область), где имя Бахчиванджи присвоено школе, именем Бахчиванджи назван кратер на обратной стороне Луны.

Известны слова Юрия Гагарина: «Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно, бы не было и 12 апреля 1961 года».

по информации rian.ru