Американские ВВС отказались от Blue Devil Block 2 | Наука 21 век

Наука 21 век » Американские ВВС отказались от Blue Devil Block 2





Американские ВВС отказались от Blue Devil Block 2

Март 6th, 2012

Американские ВВС навеки приземлили дирижабль, который даже не успел взлететь Потратив $140 млн на разработку дирижабля-шпиона для войны в Афганистане, ВВС США вынуждены отказаться от Blue Devil Block 2, одного из проектов такого рода. Новый дирижабль «приземлился» раньше, чем взлетел. В чём тут дело и означает ли свёртывание проекта проблемы для военного дирижаблестроения в целом?

Американские ВВС навеки приземлили дирижабль, который даже не успел взлететь Уже было известно об одном из успешно испытываемых вооружёнными силами США разведывательных беспилотных дирижаблей. Но, как это иногда бывает, чей-то успех может означать неудачу для кого-то другого. Приглядимся же к Blue Devil Block 2, проекту, которому угрожает закрытие. Недавно американские ВВС заявили о прекращении реализации программы, а также о том, что её возобновление на прежней платформе не планируется.

Производитель, Mav6, назвал свой дирижабль M1400. Объем его оболочки достигает 37 тыс. м³, длина — 123 м, скорость — до 150 км/ч, потолок — 6 км, время непрерывного пребывания в воздухе — до 9 суток (с подвесными гондолами — от 5 до 3 суток). Сравним аппарат с уже описанным нами HAV 304 производства британской Hybrid Air Vehicles: объём у американского аналога, первый экземпляр которого почти собран в Элизабет-сити (Северная Каролина), почти такой же, а вот время непрерывного полёта втрое меньше. Насколько можно судить, дело в том, что крейсерская скорость M1400 значительно ближе к максимальным 150 км/ч, в то время как у HAV 304 она составляет всего 37 км/ч. Разумеется, для разведывательного ЛА это весьма и весьма значимая разница. Важным недостатком разработки Mav6 является и отсутствие возможности посадки без выпуска гелия, связанное с тем, что аппарат легче воздуха. Не может он садиться и на воду, как HAV 304.

Но дело не только в этом. Долгое время военные программы в США существовали по принципу «мягкого бюджетного ограничения», когда деньги давались из расчёта «сейчас — сколько просят, а потом — ещё больше». Но те времена прошли, американский бюджет намерен достичь сбалансированности, а вот производители военной техники ничуть не изменились. Как и в случае с боевыми самолётами, стоимость M1400 значительно выросла с момента начала разработки. Если в 2010-м вместе с годовым техобслуживанием аппарат оценивался в $45 млн, то сегодня — в $180 млн. Разведывательный дирижабль стоимостью больше танкового батальона действительно необычен. Поэтому-то, потратив 140 из 211 млн, выделенных на программу M1400, ВВС США отказываются от вложения оставшихся денег: даже если дирижабль достроить, средств на него не хватит. Напомним, британский разработчик конкурирующей конструкции просит за своё детище всего $100 млн.

Оправдывая свои запросы, Mav6 говорит о высокой стоимости электронной начинки дирижабля. Его система сенсоров и бортовой дата-центр с обрабатывающими модулями осуществляют мониторинг сразу 90 кв. км, что в два-три раза больше, чем у лучших аналогов. При этом обработка движущихся целей ведётся в автоматическом режиме, и лишь после их тщательного отбора информация пересылается в наземный центр управления. Впрочем, подобные объяснения следует признать лишь частично оправданными: элементная база военной и гражданской электроники практически одинакова, что признает та же DARPA. Представить себе электронику за $100 млн можно — столько стоил 18-й по производительности суперкомпьютер мира (на ноябрь 2011-го). Но для такой несложной задачи суперкомпьютер категорически не нужен, да и максимальная мощность бортовой энергоустановки M1400 всего 120 КВ·а.

Словом, речь, наверное, идёт о неумении управлять издержками: достаточно сказать, что в M1400 зачем-то массово применяется углепластик. Учитывая вес конструкции, стоимость только этого компонента должна быть огромной. А смысл его применения — сомнителен, ведь известно что, для дирижабля вес собственной конструкции не столь важен в топливном смысле, как для самолёта, поскольку он не расходует топливо на поддержание себя в воздухе. https://slixy.co.nz

В то же время общие перспективы у дирижаблей-разведчиков остаются неплохими. Крупный БПЛА-разведчик стоит сегодня более $100 млн, а в воздухе он проводит в 20–30 раз меньше времени, чем тот же HAV 304. Остаётся надеяться, что 700-миллиардного военного бюджета США всё же хватит на запуск боевого дирижабля. Хотя бы британского.

 по информации: compulenta.ru