Политические свободы — основа экономического процветания | Наука 21 век

Наука 21 век » Политические свободы — основа экономического процветания





Политические свободы — основа экономического процветания

Март 26th, 2012

Политические свободы — залог экономического процветанияПочему одни страны богаты и сильны, а другие никак не могут выкарабкаться из нищеты? И почему некоторые из этих богатых и сильных в итоге прекращают существование? Некоторые учёные — например, Макс Вебер, — утверждали, что религиозные и культурные особенности дают разные экономические результаты: протестантская этика ведёт к процветанию, а мусульманская — к бедности. Другие (скажем, Джаред Даймонд) полагали, что проблема бедных стран заключается в отсутствии природных ресурсов и научно-техническом отставании.

Политические свободы — залог экономического процветанияЭкономисты Дарон Асемоглу из Массачусетского технологического института и Джеймс Робинсон из Гарвардского университета (оба — США) в своей новой книге «Почему нации не добиваются успеха» предлагают ещё один фактор — политический. Страны, в которых есть то, что они называют «всеобщей» (inclusive) политической властью (речь идёт о широких политических и имущественных правах населения, которым сопутствуют соблюдение законов и существование общественной инфраструктуры), добиваются наибольшего роста в долгосрочной перспективе. С другой стороны расположены страны с «выборочной» (extractive) политической системой, в которых власть находится в руках небольшой элиты. Экономика таких государств либо не растёт, либо оказывается в глубоком кризисе после небольшого периода роста.

Короче говоря, для экономического процветания необходимо политическое равенство. Технический прогресс тоже нужен, но массовое изобретательство приобретает устойчивый характер и даёт результат только в том случае, когда страна поощряет своих граждан к свободной экономической и политической деятельности. Элиты же сопротивляются новшествам, ибо новые технологии способны изменить баланс экономических и политических сил в стране, уничтожив привилегии определённых групп. Поэтому элиты в некотором роде заинтересованы в нищете своей страны.

Гипотеза Вебера давно оспорена: богатеют даже те европейские страны, основу культуры которых составляет католическая этика, а не протестантская. С другой стороны, у нас есть пример двух Корей — одна культура, разные исторические судьбы. Не работает и теория природных ресурсов: средний испанец в шесть раз богаче перуанца.

Напротив, примеров правоты Асемоглу и Робинсона множество. Так, именно со Славной революции конца XVII в., которая существенно расширила политические и имущественные права (например, была введена патентная защита), начался затяжной рост Англии.

Опять же — две Кореи: одни и те же история, культура, климат, природные ресурсы, но разные политические системы и десятикратный разрыв в благосостоянии.

Ещё один пример — город Ногалес. Одна его часть расположена в американском штате Аризона, а другая — в Мексике, где долгое время существовала однопартийная система. Средняя американская семья из Ногалеса имеет среднегодовой доход $30 тыс., а мексиканская — в три раза меньше.

Два соседних африканских государства Ботсвана и Зимбабве обрели независимость в 1960-х. С тех пор демократическая Ботсвана имеет самый высокий доход на душу населения к югу от Сахары, а Зимбабве так и осталась нищей диктатурой.

Пожалуй, ярчайший пример государства, которое добилось роста, несмотря на политическую и экономическую несвободу, но затем испытало жесточайший кризис, — это Советский Союз. С 1928 по 1960 год экономика росла в среднем на 6% в год, была проделана огромная работа по превращению аграрной страны в промышленную державу. Но политической элите было невыгодно поощрять дальнейший научно-технический прогресс, и в конце 1980-х грянула катастрофа.

Авторы приходят к выводу, что политическая история не знает поступательного движения. Не существует никакой гарантии, что процветающие ныне государства не сделают шаг назад, как это неоднократно происходило в прошлом. Поначалу Древний Рим активно развивался, расширяя права граждан, но затем превратился в самодержавную империю, и судьба его была предрешена. Можно вспомнить и экономического лидера позднесредневековой Европы — Венецию, элита которой в конечном итоге захлебнулась от жадности, пытаясь сохранить свои привилегии.

по информации: compulenta.ru