Катер-дрон Common Unmanned Surface Vessel (CUSV)
Компания Textron представила Common Unmanned Surface Vessel (CUSV) — надводное судно общего назначения без экипажа, недавно построенное на верфи в Новом Орлеане. В его задачи будут входить патрулирование, разведка и даже ударные операции — любая «нудная и опасная» работа. По виду дрон похож на обычный патрульный торпедный катер — правда, весьма небольшой (менее 12 м в длину, 3,08 м в ширину) и с максимальной скоростью всего в 28 узлов. Удалённое управление построено по образцу RQ-7 Shadow, БПЛА с довольно длинной историей, налетавших в ближневосточном небе уже 700 тыс. часов. Новый роботизированный патрульный катер может управляться как с небольшой дистанции (до 20 км) наземным оператором, так и через спутниковую сеть на расстоянии до 1 920 км. Без дозаправки CUSV действует до 72 часов; на максимально экономичном (и медленном) режиме работы его дизелей способен патрулировать до недели. Запустить его можно почти с любого корабля, находящегося на вооружении ВМС США.
Модуль оснащения сделан взаимозаменяемым, поэтому на корабль можно установить как разведывательную и эхолокационную аппаратуру, так и вооружение разных видов. Навигация осуществляется при помощи системы радаров и видеокамер, обеспечивающих удалённому оператору приемлемую видимость, сравнимую с таковой из рубки небольшого судна. Однако для патрулирования и других небоевых задач декларируется полностью автономная система управления, не требующая вмешательства человека при любых погодных условиях.
Камера чуть ниже радара, под защитным козырьком. При четырёхбалльном волнении можно смело прогнозировать ослепление радара (в меньшей степени) и камеры (в большей) брызгами и волнами. (Здесь и ниже фото AAI Corp.)
В отличие от большинства сегодняшних кораблей с дистанционным управлением, CUSV изначально проектировался как катер без экипажа. На нём нет кубрика или рубки в традиционном понимании, что экономит место и сокращает внутренние объёмы. Осадка — всего 66 см, дальность — 2 190 км. Одной из отличительных особенностей катера является его способность к самопереворачиванию. Очевидно, не будучи слишком уверенными в том, что удалённое или автономное управление всегда позволит разворачивать судно носом к волне, создатели заранее решили обеспокоиться ликвидацией последствий такой неприятной проблемы, как опрокидывание: сразу после инцидента катер автоматически отключает двигатели, возвращает себя в правильное положение и запускает двигатели вновь. Можно предположить, что для реализации переворота из положения оверкиль применяется частичное затопление отсеков с одного борта (с последующей откачкой избыточной воды).
Обращает на себя внимание и то, что судно не является нормальным катамараном, а ведь это позволило бы радикально повысить его мореходность и максимальную скорость. Очевидно, конструкторы решили принести эти качества в жертву компактности, характерной для однокорпусника и позволяющей запускать CUSV даже с небольшого судна. В то же время остаётся вопросом оправданность такого рода выбора между скоростью и компактностью. Сомалийские пираты, например, ходят со скоростью до 25 узлов, а с несколько более мощными моторами могут сравняться в этом показателе с CUSV. В любом случае три узла разницы трудно назвать решительным преимуществом, особенно с учётом той лёгкости, с которой резиновая лодка может скрыться с экрана радаров и даже из поля зрения камер при хотя бы среднем волнении.
С другой стороны, нельзя не отметить существенного преимущества такой конструкции перед глиссерами вроде Piranha. Да, Piranha быстрее и экономичнее, потому что при движении в воду погружена значительно меньшая её часть (а углепластиковый корпус позволяет выдерживать огромные динамические нагрузки). Вот только переворачивание такого глиссера-дрона за пару-тройку миллионов долларов практически неизбежно даже при волнении в 3–4 балла. Корпус у CUSV весьма низкий, и даже с учётом небольшой осадки водоизмещающий катер такого типа, способный к чему-то вроде эскимосского переворота, будет значительно более живуч и устойчив в условиях открытого моря. В этом смысле можно вспомнить советские глиссирующие торпедные катера Г-5, низкая мореходность которых на фоне водоизмещающих шнелльботов перевешивала и более высокую скорость, и меньший расход топлива. Достаточно сказать, что 300 Г-5 так и не потопили ни одного эсминца, в то время как шнелльботы, по данным ВМС их противников, уничтожили 12 эсминцев.
Компания произвела два прототипа CUSV. По словам представителей Textron, массовое производство таких катеров может начаться в течение 8–12 месяцев после получения контракта от ВМС США.
по информации: compulenta.ru