Инновационное управление: механизмы поддержки российских инновационных проектов | Наука 21 век

Наука 21 век » Инновационное управление: механизмы поддержки российских инновационных проектов





Инновационное управление: механизмы поддержки российских инновационных проектов

Май 2nd, 2012

С 23 по 28 апреля в Представительстве Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству в ФРГ – Российском Доме науки и культуры в Берлине прошел семинар «Инновационное управление: механизмы поддержки российских инновационных  проектов», организованный Обществом с ограниченной ответственностью «Сен Мишель Груп».

ООО «Сен Мишель Груп» представляет российскую группу компаний, занимающихся научными исследованиями и разработками, оказанием юридических услуг, а также охраной и защитой интеллектуальной собственности (www.russianpatent.info). В настоящее время реализуется проект создания учебного заведения дополнительного профессионального образования, которое будет специализироваться на подготовке специалистов в области инновационной деятельности и интеллектуальной собственности.

С этой целью был создан экспертный совет, в состав которого вошли руководители отделов и служб по управлению персоналом различных предприятий города Москвы. В состав группы экспертов вошли:

Участники экспертного совета1. Альшевская Вера Владимировна, руководитель службы развития и мотивационной политики (ООО "Компания Альпари")
2. Баландина Ольга Васильевна, к.ф.н., профессор, руководитель лаборатории Академии труда и социальных отношений
3. Беленкова Софья Витальевна, менеджер по персоналу ЗАО «МОЗБТ» (Московский опытный завод буровых турбин)
4. Глинянова Анна Геннадиевна, к.м.н., директор клиники «Дельфин-клиник»
5. Замирович Елена Николаевна, к.э.н., директор по науке ООО «Сен Мишель Груп»
6. Исаева Ольга Владимировна, руководитель центра оценки и развития компаний «СОГАЗ»
7. Леонова Татьяна Эдиевна, специалист по персоналу отдела кадрового менеджмента ООО «Кнауф Сервис».

Члены экспертного Совета приехали в Берлин, чтобы в течение нескольких дней изучить опыт управления инновационной деятельностью и организацией работы по передаче знаний в немецких компаниях.

С приветствием к участникам семинара обратилась заместитель директора Российского дома науки и культуры в Берлине доктор филологических наук Ольга Александровна Зяблова. Она подчеркнула высокую значимость обмена самыми современными знаниями в области управления инновациями как для российской, так и для немецкой стороны. Доверие и взаимопонимание, возникающие в процессе коммуникаций специалистов различных отраслей экономики и науки позволяют наиболее эффективного расширять взаимоинтересные исследования и взаимовыгодное сотрудничество.

В программу семинара-стажировки были включены следующие мероприятия:

23.04 . Управление знаниями в инновационной компании: (на практическом опыте немецких и международных компаний).
24.04. Посещение инновационного предприятия (Molkereistraße 1D-15748 Münchehofe): знакомство с производством и встреча с представителями менеджмента.
25.04. Командообразование: тренинг по освоению методик работы с формируемыми для различных целей командами.
26.04. Круглый стол «Механизмы поддержки российских инновационных проектов».
27.04. Посещение инновационного предприятия SENTECH (Технопарк Адлерсхоф)
28.04. Экскурсии по Берлину.

Семинар по технологиям менеджмента знаний, в ходе которого были рассмотрены вопросы создания, накопления, передачи и использования знаний инновационно-активных сотрудников, особенности трудовых отношений и специализированные программные продукты, обеспечивающие быстрый поиск необходимой информации был проведен специалистами одной из ведущих немецких компаний, специализирующейся на вопросах менеджмента знаний – PUMACY technologies AG. В ходе семинара обсуждались теоретические и практические вопросы управления знаниями в компании и продвижения создаваемых на их основе инноваций.

Как показало обсуждение, управление знаниями рассматривается немецкими специалистами как основа деятельности инновационной службы управления персоналом. Важную роль в этом процессе играют такие факторы как разработка стандартов менеджмента знаний, возможности выявления и оценки знаний сотрудников, организация регулярного процесса их передачи. Особый интерес вызвало обсуждение практических ситуаций и подходов к их разрешению, выработанные консультантами в таких компаниях, как Фольксваген, Эйрбас, и некоторых других.

В ходе семинара на практических примерах были рассмотрены подходы к решению следующих задач:

• документирование процесса получения, хранения и передачи знаний; выявление роли конкретных знаний для развития компании в целом, отдельных категорий персонала, а также отдельных ключевых специалистов.
• оценка влияния передачи знаний на личностный рост персонала и повышение его инновационности;
• экспертный поиск новых знаний, необходимых компании: источники и способы получения данных и их обработки;
• различные пути от идеи к инновации: стратегические и тактические аспекты планирования работ.
Внедрение менеджмента знаний в компании рассматривалось в трех основных аспектах:
• планирование работ по внедрению: обязательные пункты программы;
• факторы успеха:
• часто возникающие барьеры.

В завершение работы участники семинара разработали программы внедрения полученных знаний в собственных компаниях.

В конце занятия консультанты PUMACY technologies AG Давид Ульрих и Корнелия Шмидт отметили высокий уровень подготовки российских специалистов и сложность поставленных ими вопросов. Дальнейшее сотрудничество в ходе обсуждения было признано необходимым и высокоэффективным.

Инновационное предприятие молочной промышленности, расположенное по адресу Molkereistraße 1D-15748 Münchehofe, представляет собой уникальное явление даже для Германии. Таких предприятий в Германии всего два, а принадлежащих им заводов – четыре. Предприятие использует целый комплекс инновационных технологий, позволяющих не только полностью автоматизировать производство продукции, ее хранение и отгрузку, но и обеспечить самые высокие стандарты качества при изготовлении полностью органической продукции. На переработку поставляется молоко, полученное от коров, питающихся исключительно травой и сеном. Полностью исключено использование в процессе лечения заболевших целого ряда фармацевтических препаратов.
Завод по выпуску органической молочной продукции: молока, творога и сыра, часто называют «прозрачный молокозавод». Все помещения отличаются высоким уровнем чистоты, но их можно осмотреть, поскольку для этой цели предусмотрено специальное остекление.

Прозрачность предприятия связана и с тем, что его руководство ведет большую работу среди населения по распространению информации о выпускаемой продукции, ее качестве, особенностях технологии. На заводе регулярно организуются экскурсии, в которых принимают участие и дети разного возраста. Из числа подростков 16 лет сейчас планируется отобрать кандидатов для последующего обучения в специально создаваемом учебном подразделении.

Во время посещения завода состоялось знакомство с технологией производства, особенностями организации полностью автоматизированного производства, подбора и подготовки персонала. Руководитель производства предприятия подробно ответила на интересовавшие участников семинара вопросы, касающиеся особенностей взаимодействия различных подразделений небольшого предприятия, насчитывающего всего 30 человек сотрудников. Примерно треть персонала занята работами по обеспечению качества продукции.
Дегустация продукции завода позволила участникам семинара лично убедиться в отменных вкусовых качествах выпускаемой продукции.

Изучение особенностей командообразования для инновационно-ориентированных компаний и освоение специализированных практик были основной задачей тренинга, который был организован консалтинговой компанией «Elefant-Skills».

C 23 по 28 апреля в Берлине прошел семинар "Инновационное управление: механизмы поддержки российских инновационных проектов"

Andrzej Frydryszek, выступавший в качестве тренера, подробно осветил особенности и подходы к командообразованию на немецких предприятиях. Он отметил то значение, которое придает руководство предприятий в германии подобной работе с персоналом, частоту, характер и целевую направленность проводимых на предприятиях германии тренингов. Руководители подразделений по управлению персоналом приняли участие в серии различных тренингов, обсудили полученные результаты, полезность апробированных техник и возможность их дальнейшего использования в работе своих компаний.

Ольга ШмункВ рамках проведенного Круглого стола были рассмотрены вопросы образовательной поддержки российских инновационных проектов. Вопросы практики работы по управлению человеческими ресурсами в немецком представительстве «Тошиба» были подробно изложены Ольгой Шмунк, специалистом отдела по управлению персоналом в центральном офисе Toshiba Europe GmbH в Германии. Характеристику основных образовательных программ, реализуемых в рамках дополнительного послевузовского образования осветила директор BRISE Institut (Potsdam Deutschland) Юлия Саградова. Она подчеркнула практическую ориентированность реализуемых программ, что дает возможность направляемым на повышение квалификации специалистам предприятий узнать не только современное состояние теории и нормативной базы по отдельным направлениям подготовки, но и самые новые методы и инструменты работы. Вопросы кооперации и взаимодействия в рамках подготовки специалистов по передаче знаний подробно раскрыла Корнелия Шмидт (PUMACY technologies AG). В ее выступлении были сделаны акценты на современных информационных технологиях, обеспечивающих высокое качество исследований и разработок, аккумулирования, сохранения и передачи знаний.

Олаф БраунОсобенности организации и предоставления консультационнызх услуг и их значение в практике деятельности немецких компаний подробно осветил Олаф Браун – генеральный директор RD Finanzconsult und Wirtschaftsberatung GmbH. Наталья Хайн, член правления немецкого землячества в Берлине, социальный педагог в проекте FSJ (Club DIALOG in Berlin), подробно раскрыла особенности взаимодействия российских и немецких специалистов, основываясь на сложившейся практике межкультурного диалога, освещая отдельные проблемные вопросы и причины возникающего непонимания. Способы устранения такого непонимания и снятие психологических барьеров в общении были предметом дискуссии, которую провела Ирина Гельбер, к. психол. наук, специалист по психологическому сопровождению экстремизма, антитеррористической деятельности. В рамках круглого стола участники семинара обсудили основные вопросы, которые могли бы стать предметом дальнейшего взаимодействия. Безусловным объектом внимания было признано подробное изучение различных аспектов практического опыта немецких предприятий.

Участники семинара ознакомили немецких коллег с практикой и подходами к управлению персоналом в Российской Федерации, осветили наиболее сложные вопросы, требующие дальнейшего совершенствования.
В завершение работы круглого стола Анна Геннадиевна Глинянова, к.м.н., директор клиники «Дельфин-клиник» познакомила участников с инновационными подходами в области лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата и провела экспресс-диагностику участников круглого стола, подготовив для каждого подробные рекомендации.

Виталий ЛоорОбъектом внимания в технопарке Адлерсхоф, созданном на базе Академии наук ГДР, стало предприятие SENTECH Instruments GmbH, специализирующееся на разработке и производстве высокотехнологичного измерительного оборудования и инструмента для микроэлектроники, фотовольтаики, плазменных систем. Руководитель конструкторского бюро Виталий Лоор подробно осветил направления разработок, тематику исследований, виды и назначение выпускаемых измерительных систем, а также историю создания предприятия и особенности технопарка, в котором функционирует и развивается предприятие. Были подробно обсуждены вопросы подбора и обучения инженерных кадров в Германии в целом, а также на предприятии SENTECH. Важным участникам семинара показались вопросы внутренней корпоративной культуры, микроклимат на предприятии, коммуникации и выстраивание связей между специалистами в процессе работы, методы и инструменты мотивации сотрудников различных подразделений. По всем аспектам состоялся подробный обмен мнениями.

Участники семинара отметили высокую значимость проведенного мероприятия и практическую ориентированность полученной информации. Общение с немецкими специалистами в области менеджмента знаний, управления персоналом и образовательных технологий, обзор практики работы инновационных предприятий различных отраслей было очень продуктивным, заинтересованным и открытым. Непосредственное общение и ответы на поставленные российскими гостями вопросы дало возможность немецким участникам программы лучше узнать подходы, сложившиеся в России и выявить возможности расширения контактов.

Проведение семинаров-стажировок, предполагающих проведение теоретических семинаров, проведение тренингов и работу по изучению опыта немецких компаний, в непосредственном контакте с немецкими специалистами, представляется весьма полезным и значимым для российской стороны, особенно накануне вступления России в ВТО. Изучение европейских, и в частности немецких, стандартов работы является залогом поддержания и наращивания конкурентоспособности российских предприятий.

Большое значение имеет также знакомство с особенностями ведения бизнеса в Германии, изучение корпоративной культуры и особенностей работы с персоналом ведущих компаний, изучение практических нюансов общения по различным вопросам и выстраивания межкультурного диалога. Нельзя приуменьшить роль, которую в этом играют непосредственные контакты, в том числе с российскими соотечественниками, непосредственно участвующими в научно-исследовательских программах, консалтинге, практической работе на различных предприятиях.

Участники семинара подчеркнули необходимость проведения подобных семинаров на регулярной основе. План-программа семинаров будут подготовлены ООО «Сен Мишель Груп» и согласованы с руководством Представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству в ФРГ – Российском Доме науки и культуры в Берлине.

27 апреля состоялась экскурсия в Исторический музей, в котором широко представлены не только произведения искусства, исторические документы, но и образцы техники.

Ольга Елисеева журнал Наука 21 век

Ольга Елисеева
Наука 21 век







Повышение квалификации. Основы интеллектуальной собственности