Зеркало заднего вида, сводящее к нулю слепые зоны | Наука 21 век

Наука 21 век » Зеркало заднего вида, сводящее к нулю слепые зоны





Зеркало заднего вида, сводящее к нулю слепые зоны

Июнь 9th, 2012

Запатентовано зеркало заднего вида, сводящее к нулю слепые зоныПрофессор математики из Университета Дрексела (США) запатентовал боковое зеркало заднего вида с обзором в 45˚ (Wide angle substantially non-distorting mirror, United States Patent 8180606). Два таких зеркала дают весьма полный обзор происходящего сзади, почти не оставляя мёртвых зон. Зеркала заднего вида имеют врождённый недостаток: обзор одного плоского зеркала не превышает 15–17˚; иными словами, они имеют значительные слепые зоны.

Между тем сферические зеркала, которые часто можно увидеть в качестве дополнительных на американских школьных автобусах, обеспечивают куда бóльшую степень обзора, не имея при этом слепых зон. Проблема в том, что они деформируют масштаб и по ним сложно понять, на каком расстоянии находится объект.

К решению этого пазла есть два подхода (иногда перекрывающихся). Во многих немецких (и не только) автомобилях, в частности BMW, применяются асферические зеркала. Они разделены на зону «А» и зону «В». Ближняя к водителю и бóльшая по размеру зона «А» представляет собой обыкновенное зеркало с 15˚ обзора; поле «В» (дальний от водителя край зеркала) выгнуто с постепенным увеличением кривизны по мере приближения к краю зеркала. Благодаря этому в зоне «В» просматривается увеличенный сектор пространства — там, где у обычной машины слепая зона.

Запатентовано зеркало заднего вида, сводящее к нулю слепые зоны

Плоское зеркало (вверху) оставляет мёртвые зоны; сферическое телепортирует вас в королевство кривых зеркал. (ниже фото Andrew Hicks.)

Параллельный подход, типичный для некоторых японских автомобилей, использует в основном плоские зеркала, довольно резко уменьшающие все видимые в них предметы, но делающие это без искажения пропорций. Правда, чудес не бывает: увеличение обзорности всё равно не превышает 20˚. Такие зеркала вызывают нарекания у не привыкших водителей, поскольку в первое время (до привыкания к габаритам новой машины и новому масштабу) вообще невозможно определить расстояние до объектов сзади, ведь человеческое зрение бинокулярно и имеет встроенные механизмы оценки расстояний, не сочетаемые с искусственным уменьшением изображений.

В США, впрочем, всё это экзотика: со стороны водителя зеркало может быть только плоским, то есть с большими слепыми зонами. Даже правое боковое зеркало может быть асферическим или широкозахватным лишь при наличии надписи «Предметы в зеркале ближе, чем кажутся».

Эндрю Хикс, математик из Университета Дрексела, несколько лет назад начал рассчитывать форму зеркала, позволяющего избежать проблем искажения пропорций и одновременно дающего самый широкий из возможных углов обзора. Его зеркало состоит из множества элементов, направленных под слегка разными углами — как фасетки в глазах насекомого. Но они очень малы, и заметить их невооружённым взглядом нельзя. Тем не менее это зеркало уменьшает предметы, полностью избегая любых искажений пропорций: прямые линии остаются прямыми, перспектива полностью сохраняется. И слепых зон больше нет.

Кстати, изображение не искажается при любых перемещениях головы водителя относительно зеркала, чего определённо не хватает в некоторых моделях BMW. Цена: предметы при той же площади зеркал кажутся меньше, оценка расстояния перестаёт быть интуитивной и будет нормально функционировать только после привыкания к габаритам и изменённому масштабу.

Как быть с американским законом, запрещающим такие зеркала с водительской стороны? Как отмечает профессор, закон требователен к производителям, но разрешает покупателю после приобретения автомобиля поменять в нём зеркала на какие угодно. Ну и, конечно, изобретатель рассчитывает на возможность сотрудничества с европейскими и японскими производителями, лишёнными таких ограничений.

по информации: compulenta.ru