Картельное поведение может возникать само по себе | Наука 21 век

Наука 21 век » Картельное поведение может возникать само по себе





Картельное поведение может возникать само по себе

Июнь 25th, 2012

Антимонопольная борьба ведётся с воображаемым противникомНепредсказуемые скачки цен на нефть и, соответственно, бензин раздражают автолюбителей, подозревающих нефтяные компании в сговоре. Оставьте конспирологию: физики Тиаго де Паоло Пейксото и Стефан Борнхольдт из Бременского университета (Германия) показали, что цены на рынке определяются скорее поведением продавцов и покупателей, нежели такими разумными по природе факторами, как сговор нефтяников или дефицит нефти.

Антимонопольная борьба ведётся с воображаемым противникомЧитателям, пострадавшим от экономического образования, сразу поясним: нет, исследователи не верят в непосредственную связь реальных факторов и волатильности нефтяных цен. И дело даже не в спекулятивности соответствующих мировых рынков, а также не в том, что за последние 40 лет разведанные запасы нефти увеличились в два с лишним раза, а номинальные цены выросли в 30 раз.

По мнению физиков Тиаго де Паоло Пейксото и Стефана Борнхольдта, корреляция рыночного поведения покупателей и продавцов нефти демонстрирует гораздо бóльшую связь с ценами, нежели другие факторы. Иначе говоря, цены определяются только поведением продавцов и покупателей, но никак не потреблением и производством.

По созданной исследователями модели поведения рынка нефти получается, что нет непосредственной связи и с олигополистическим сговором крупнейших нефтяных компаний (буде таковой существовал), молчаливым или реальным. Как они пишут, всё зависит от того, с какой частотой покупатели и продавцы корректируют свою рыночную стратегию. Если покупатели делают это чаще, чем продавцы, — наступает эпоха низких (сравнительно) цен и рынок покупателя. Если, наоборот, продавцы корректируют свои цены чаще покупателей, всё движется в обратном направлении и наступает рынок продавцов. Поясним: под покупателями и продавцами ни в коем случае не подразумеваются производители и потребители нефти: речь идёт о лицах, торгующих на основных мировых нефтетрейдерских площадках и не имеющих отношения к реальному производству и потреблению нефти.

Поведение даже очень большого числа нефтетрейдеров при этом самокоррелируется вне зависимости от того, какое количество игроков представлено на рынке. Немецкие физики называют это самоорганизующимся картелем.

Напомним, что и после первого нефтяного кризиса 1973 года в США, и в связи с недавними флуктуациями цен на бензин в той же Германии правительства и антимонопольные агентства этих стран полюбили обыски в офисах нефтяных компаний под тем предлогом, что они, мол, устроили монопольный (олигопольный) заговор.

Г-н Борнхольдт отмечает: «Мы спросили себя: а что если картельное поведение может возникать само по себе, не оставляя таким образом следов и свидетельств?..» Поясним: речь идёт не о молчаливом олигополистическом сговоре, о котором так любил говорить Дж. Гэлбрейт. Учёные имеют в виду ситуацию, когда рыночная стратегия основной массы продавцов неясна остальным, и те принимают решения самостоятельно, ориентируясь на собственное представление о том, каким будет поведение цен на рынке.

В компьютерной модели, построенной исследователями, участвовал (для обеспечения «свободного рынка») миллион агентов, одновременно являющихся продавцами и покупателями в зависимости от условий, царящих на рынке (большинство нефтетрейдеров действительно двулики в этом смысле, хотя их далеко не миллион). В качестве покупателей агенты должны приобретать продукт, но они свободны в выборе конкретного продавца. При этом как продавцы они действуют, исходя из необходимости получения прибыли — однако без такого завышения цены, которое сведёт продажи к нулю, отправив потенциальных покупателей к другому продавцу.

В компьютерной модели продавцы и покупатели могли менять свою стратегию в зависимости от колебаний цен на рынке в целом. Выяснилось, что если цены вдруг снизились, то при условии, что покупатели реагируют на это быстрее продавцов, первые начнут покупать только у трейдеров с низким ценами, заставляя остальных продавцов копировать поведение таких трейдеров, подтягивая свои цены вниз. Если цены по каким-то причинами пошли вверх и продавцы реагируют на это более быстрым, чем у покупателей, изменением стратегии, то последние копируют поведение тех, кто первым купил по более высоким ценам.

В такой модели сторона, которая чаще меняет свои цены (чаще меняет ценовую стратегию), всё время выигрывает. Если покупатели чаще меняют цену, по которой они согласны приобретать товар, то цены падают, — и наоборот: если продавец чаще отказывается продавать по низким ценам, то они растут абсолютно вне всякой связи с количеством продавцов и покупателей, а также вне связи с количеством товара на рынке (до тех пор, конечно, пока его хватает на всех платёжеспособных покупателей). Что-то вроде волн, для возникновения которых не нужны ни ветер, ни приливы. Мёртвая зыбь колебаний цен систематически сотрясала смоделированный рынок безо всяких иных причин, кроме особенностей поведения его участников.

По сути, модель применима ко всем рыночным продуктам и означает, что попытки антимонопольщиков разрушить ценовой сговор в ряде случаев бессмысленны. Потому что сговора нет. Если продавцы психологически склонны верить в грядущий рост цен, то они будут быстрее менять свою ценовую стратегию в сторону повышения, и цены вырастут всё равно, как ни регулируй рынок и как ни штрафуй за это, отмечают авторы.

по информации: compulenta.ru