Новый метод охлаждения аккумуляторов для электромобилей | Наука 21 век

Наука 21 век » Новый метод охлаждения аккумуляторов для электромобилей





Новый метод охлаждения аккумуляторов для электромобилей

Июль 4th, 2012

Предложен новый метод охлаждения аккумуляторов для электромобилей Всякий знает, что на морозе ёмкость литиевых батарей падает. Но в тепле бывает ещё хуже. И главные здесь жертвы — электромобили и гибриды. Даже в воскресенье на пустом шоссе в поездке по городу их литиевые аккумуляторы накаляются до 45 ˚C, в то время как оптимум лежит в пределах 20–35 ˚C

. Если батарея систематически подвергается вот такому относительно небольшому перегреву, время её жизни падает вдвое — с 5–6 лет до 2–4-х. А это плохо, потому что новые аккумуляторы стоят половину машины. Обычно именно это небольшое открытие заставляет лепить на заднее стекло какого-нибудь Prius’а объявление «Продаю!» (владельцы этих чудо-агрегатов надеются на то, что покупатель откроет для себя этот нюанс после смены продавцом сим-карты).

Предложен новый метод охлаждения аккумуляторов для электромобилей Имеющиеся системы охлаждения батарей не впечатляют — они воздушные. Теплоёмкость и теплопроводность воздуха… ну, вы знаете о них лучше нас, потому что учились в средней школе. Автомобили не просто так перешли на водяное охлаждение: оно на порядок более эффективно. Но и намного дороже, а утечка из такой рубашки охлаждения может стать последней в жизни аккумулятора, и хорошо, если только его.

Другая незадача. Объём аккумуляторов велик, намного больше, чем у двигателя. То есть к и без того значительному весу батарей прибавляется вода в контуре охлаждения (по объёму её будет больше, чем у двигателя), да и расширительный бачок куда-то нужно приткнуть.

Исследователи из Института окружающей среды, безопасности и энергетических технологий общества Фраунгофера (ФРГ) создали водно-этиленгликоль-парафинновую систему охлаждения CryoSolplus. Её ключевой компонент — дисперсия воды, твёрдых парафиновых «капель», этиленгликоля (обеспечивает незамерзание) и поверхностно-активных веществ. Последние не дают парафину всплывать на поверхность (он легче воды), обеспечивая его равномерное распределение по всему объёму смеси.

Необычность такой системы в использовании ею для охлаждения фазового перехода «твёрдое тело — жидкость». Твёрдые парафиновые «капли» при нагреве расплавляются, и их тепло увеличивает температуру дисперсии в целом. Теплоёмкость такого состава втрое с лишним выше, чем у воды, что означает втрое меньшие потери места и втрое меньший вес по сравнению с водяной системой охлаждения. Недурно?

В ближайшее время немцы обещают провести полевые испытания разработки на экспериментальном автомобиле.

Кстати, новый тип охлаждения может пригодиться не только транспорту, зависящему от литиевых аккумуляторов. Сегодня несколько особо мощных авто с небольшими радиаторами (к примеру, из линейки BMW) также используют неводяное охлаждение, да ещё под давлением. Только вот стабильность у их хладагентов относительная, из-за чего рекомендуемый период замены составляет всего 5 000 километров — поэтому заезжать на смену жидкости надо раз в два месяца. Наконец, менять её, покуда она не остыла, нельзя (иначе — взрывообразное расширение), поэтому приходится ждать. В общем, без CryoSolplus и здесь никуда. Большой выбор объявлений по аренде недвижимости Киева

по информации: compulenta.ru