Предсказания в разведке как точная наука | Наука 21 век

Наука 21 век » Предсказания в разведке как точная наука





Предсказания в разведке как точная наука

Июль 20th, 2012

Разведка как точная наукаПредсказание места и времени ударов вражеских вооружённых сил всегда считалось одним из самых сложных и противоречивых дел. Скажем, отечественные историки до сих пор всерьёз уверяют публику во внезапном характере немецкого нападения 22 июня 1941 года, в то время как И. А. Бунин, к примеру, получил информацию о нём безо всяких разведданных, о чём написал в субботу, 21-го июня, в своём дневнике.

Разведка как точная наукаАнгло-американские исследователи, представляющие Университет Эдинбурга, Университет Шеффилда и Колумбийский университет, взялись изучить этот вопрос применительно к самому тяжёлому случаю — борьбе западного мира с повстанцами в Афганистане. В отличие от крупных организованных армий, приготовления к нападению небольших отрядов, укрывающихся в пещерах и отдалённых аулах, предсказать очень сложно, а эффективная разведработа с аборигенами затруднительна даже теоретически. Для проверки потенциальных возможностей прогнозирования действий противника авторы обратились к наиболее достоверному показателю военной активности — количеству боестолкновений, которые в Афганистане в подавляющем большинстве случаев происходят по инициативе повстанцев.

Обычно честный и непредвзятый исследователь не имеет доступ к разведданным о текущих военных конфликтах в режиме реального времени — разведструктуры почему-то проявляют непохвальную косность в предоставлении такой информации гражданским. Поэтому учёные использовали данные WikiLeaks, в частности 77 тыс. документов 2004–2009 гг., касающихся афганской войны. На их основе они попробовали спрогнозировать «вспышки насилия» (активность повстанцев) в Афганистане применительно к 2010 году. Увы, поскольку документы армии США за 2010 год пока неизвестны широкой публике, для верификации своих прогнозов исследователи обратились к данным ряда НПО, ведущих независимые подсчёты боевых столкновений в этой стране.

Результат не слишком удивил: наличие разведданных ведёт к успешному прогнозированию действий врага, что было известно ещё во времена У-Вана. Тем не менее сами методы, применяемые исследователями, весьма интересны. Дело в том, что среди анализируемых данных практически не было собственно разведотчётов, в основном речь в документах шла об уже случившихся стычках. Поэтому прогнозы пришлось делать самостоятельно. Для этого учёные брали исключительно военные отчёты о боестолкновениях, которые, при всей их неполноте, оказались ожидаемо несколько более аккуратными, чем данные СМИ.

Например, в трёх афганских провинциях — Сари-Пуль, Балхе и Бадгисе — исследователи наблюдали небольшое количество нападений повстанцев, что делало эти провинции обманчиво спокойными на фоне общестрановой статистики. По ним удалось вполне точно предсказать число выступлений в следующем году с помощью простой экстраполяции данных по росту боевой активности инсургентов. А вот провинции Фарах, что на западе страны, была свойственна высокая волатильность выступлений боевиков, что делает предсказания по ней менее эффективными. И всё-таки в масштабах страны активность афганцев в борьбе с западной коалицией оказалась высокопредсказуемой. Та же волатильность в Фарахе обеспечивалась за счёт перетока боевиков из соседнего Герата — провинции с весьма сильными сопротивленческими традициями.

Впрочем, вполне точно предсказывать изменения в активности получилось и на уровне провинций. По Баглану на 2010 год был сделан прогноз о росте числа вооружённых выступлений на 128%, со 100 в 2009 до 228 в 2010 году. По данным НПО Safety Office (увы, войска коалиции поделиться информацией не пожелали), в 2010-м число выступлений в Баглане выросло на 121% — до 222. При всём желании назвать такую ошибку статистически значимой невозможно, но ещё более важно то, что во всех 32 исследованных провинциях корреляция оказалась также весьма и весьма мощной. Даже там, где имелись отклонения от предсказанных цифр, они не превышали ожидаемых средних отклонений, оставаясь в районе считанных процентов.

Очень неожиданным стало то, что рост в 2009-2012 гг. численности войск западного «ограниченного контингента» на 30 тыс. человек вообще не оказал влияния на предсказания, сделанные по данным 2009 года. Иными словами, активность афганских повстанцев и число колониальных войск в стране не влияют друг на друга, по крайней мере в рамках данных 2010 года. Предпринятое Западом планомерное наступление на позиции мятежников по всему Афганистану не оказало даже «возмущающего влияния на систему», отмечает Гвидо Сангвинетти, ведущий автор исследования.

Впрочем, сами учёные предупреждают о том, что не знают, с какой точностью методы по предсказанию боевой активности партизанских сил могут быть перенесены на деятельность больших регулярных армий. Тем не менее, отмечают они, в наше время такие столкновения редкость. Обычно война ведётся между регулярной армией и слабоорганизованными партизанским отрядами, в которых тактические решения принимаются независимо от воли управляющего центра. А значит, предпринятый анализ представляет значительную практическую ценность.

К слову, согласно данным Wikileaks, американские военные вряд ли обладали сходными по эффективности инструментами предсказания активности повстанцев: больше всего подкреплений приходило вовсе не в те районы, где количество выступлений имело наибольший потенциал к росту. 

по информации compulenta.ru