Антиобледенительные системы будут эффективнее | Наука 21 век

Наука 21 век » Антиобледенительные системы будут эффективнее





Антиобледенительные системы будут эффективнее

Сентябрь 5th, 2012

Антиобледенительные системы станут эффективнееИсследователи из Института производственных технологий и продвинутых материалов Общества имени Фраунгофера (Германия) разрабатывают новую систему борьбы с обледенением плоскостей самолётов. В отличие от существующих она почти не использует бортовое электропитание летательного аппарата.

Антиобледенительные системы станут эффективнееНынешние антиобледенительные системы — настоящая НТР по сравнению с эпохой до их появления, когда полёты в определённую погоду были риском, сравнимым с вложениями в позднесоветский рубль. Но и у них куча недостатков: они нагружают бортовые энергосистемы, провоцируют попадание молнии в самолёт (к ТЭНам идут металлические провода), наконец, ослабляют крыло, увеличивая его равнопрочную массу и делая конструкцию более сложной и дорогой.

Как с этим бороться? Инженеры из Общества Фраунгофера сделали ставку на сплавы с памятью формы, покрывая им плоскости. При обледенении температура поверхности крыла падает (иначе обледенения не будет), при этом происходит воздействие на сплав с памятью формы, сравнимое с приложением к нему слабого электротока. Иными словами, он начинает менять форму и довольно активно. Если же этого недостаточно, к нему можно приложить относительно слабый ток, и тогда процесс пойдёт ещё веселее.

Система, по расчётам создателей, подкреплённым опытами в аэродинамической трубе, не только на 80% сократит «антиобледенительный» расход энергии, но и резко упростит прочностной расчёт крыла — ведь теперь не будет массивных ТЭНов, на смену которым придёт не слишком толстое покрытие из сплава с относительно неплохой прочностью.

Новый механический способ очистки поверхности крыла не единственный из возможных. Исследователи также рассматривают возможность использования сверхгидрофобных покрытий. Ведь если перед обледенением на поверхности крыла не будет воды, то замерзать и превращаться в лёд будет нечему.

Кстати, сейчас эта тема становится актуальной не только в авиации. Стремительно набирающая обороты ветроэнергетика также страдает от обледенения лопастей. Однако лобовая атака на лёд, разумная в авиации, здесь была бы безумием. Стометровые лопасти с ТЭНами были бы слишком дороги, слишком тяжелы, не столь оборотисты и, наконец, требовали бы столько энергии на обогрев огромных плоскостей, что сама целесообразность их использования оказалась бы под вопросом. Оттого почти не требующие энергозатрат антиобледенительные системы имеют для них неоценимое значение.

Отдельные наработки по этой технологии представлены на проходящем сейчас в Берлине ILA Berlin Air Show.

по информации: compulenta.ru