Александр Багров разработал проект “лунного” лифта из нанотрубок | Наука 21 век

Наука 21 век » Александр Багров разработал проект “лунного” лифта из нанотрубок





Александр Багров разработал проект “лунного” лифта из нанотрубок

Сентябрь 19th, 2012

Российский ученый разработал проект "лунного" лифта из нанотрубокРоссийский ученый разработал концепцию тросового лифта из нанотрубок длиной в 400 тысяч километров, который позволит доставлять грузы с Земли на Луну. Ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН, ведущий специалист российского НПО имени Лавочкина Александр Багров считает, что ракетная техника не может обеспечивать необходимый грузопоток к Луне, и нужна другая транспортная система.

Российский ученый разработал проект "лунного" лифта из нанотрубок"Мы можем опустить тросовый лифт от Луны к Земле высотой в 400 тысяч километров. Главное, чтобы трос не доходил до Земли окончательно, он должен опускаться до уровня примерно 50 километров не долетая Земли", - сказал Багров во вторник, выступая на научных чтениях памяти Циолковского в Калуге.

Как уточнил ученый, этот проект не является проектом НПО имени Лавочкина или Института астрономии РАН, где он работает, а его личной инициативой.

"Доставка груза к лифту с поверхности Земли может осуществляться с помощью стратоплана. Проекты таких стратопланов уже очень активно разрабатываются в нашей стране. А доставляемый на Землю с Луны груз можно просто сбрасывать с парашютом после отсоединения от конца троса", - пояснил Багров.

По его словам, если использовать в качестве материала троса углеродные нанотрубки, которые необходимо для этого создать, то трос миллиметрового сечения возле Земли будет иметь массу в 20 тонн. Сам лифт сможет поднимать грузы массой от пяти тонн и, возможно, и больше. Багров также уточнил, что скорость транспортировки должна быть достаточно высокой.

"К примеру, если лифт будет двигаться со скоростью скоростного поезда, то есть 380 километров в час, то грузы будут доставляться от Земли к Луне в течение месяца. Если же использовать магнитную подвеску на лифте, то будет постоянное ускорение 10 метров в секунду. В таком случае, максимальная скорость на середине пути достигнет уже 60 километров в секунду, а весь путь до Луны займет 3,5 часов", - отметил Багров.

По его словам, на этом лифте можно будет перевозить и людей, поскольку за счет ускорения перегрузки не будут превышать показателя, который может выдержать человек.

"При использовании троса за сутки можно осуществить три перемещения. К примеру, при разовой загрузке пять тонн это даст (грузопоток) 15 тонн в сутки", - добавил специалист.

Для осуществления этого проекта необходимо выполнение ряда задач, в частности, изготовление троса и нанотрубок, разработка высокотемпературного сверхпроводника и нанесение его на трос, сообщил Багров.

Самой идее космического лифта уже более ста лет. Основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский предлагал построить башню высотой в тысячи километров, прикрепленную к некоей тверди на околоземной орбите. Однако самый прочный из современных Циолковскому материалов - сталь, не выдерживал и малой доли предполагаемой нагрузки.

Главная проблема постройки космического лифта - создание троса, по которому подъемник должен передвигаться. Он должен быть изготовлен из очень прочного и одновременно легкого материала. Теоретически на его роль подходят углеродные нанотрубки, однако технология их получения в промышленных масштабах и сплетения нитей в волокна еще не разработана. Тем не менее, в начале 2000 годов НАСА и некоторые коммерческие компании в США и других странах разработали несколько проектов по созданию таких лифтов, ни один из которых пока не реализован.

по информации: rian.ru