Подруливающее устройство на постоянных магнитах
На однокорпусных судах рули и в открытом-то море эффективны лишь при хорошем ходе и отсутствии сильного течения (ветра) «в корму». Ну а в порту или в речных условиях начинается что-то невообразимое, и без буксира большому кораблю и впрямь никуда. Можно попробовать бороться с этим посредством устанавливающегося в носовой и кормовой частях подруливающего устройства. Оно не только позволяет улучшить управляемость на малых скоростях или при остановленном основном двигателе, но и способно сыграть положительную роль в тяжёлых штормовых условиях. Ледоколы с его помощью как маневрируют, так и освобождают от колотого льда пространство прямо за собой, минимизируя риск повреждения корпусов следующих за ними обычных судов.
Созданное в Rolls-Royce первое в своём роде подруливающее туннельное устройство на постоянных магнитах (permanent magnet tunnel thruster, TT-PM) необычно: постоянные магниты размещены в кольце, окружающем винт.
Статор и ротор собраны внутри сравнительно тонкого окружающего винт кольца и не занимают место над винтом, как это обычно бывает с подруливающим устройствами. Кроме компактности, новый тип устройства даёт на 25% бóльшую тягу при тех же размерах винта и значительное снижение шумности и вибраций. Для ремонта или модернизации его можно демонтировать под водой, без постановки в сухой док.
Система уже прошла многомесячные испытания и сейчас готовится к установке на киллихтере Olympic Octopus, произведённом норвежской компанией Olympic Shipping.
Схема (вверху) и само подруливающее устройство на постоянных магнитах (внизу) (иллюстрации Rolls-Royce).
Хотя пока речь идёт лишь о внедрении на сугубо гражданских судах, необходимость в подруливающих устройствах часто испытывают и военные корабли (типа того же «Мистраля»), нуждающиеся в эффективном маневрировании в прибрежных водах. Очевидно, с определённым временным лагом, связанным с традиционным консерватизмом ВМС любой страны мира, подобные конструкции появятся и там.
по информации: compulenta.ru