Технология «стелс» на море: проблемы и решения | Наука 21 век

Наука 21 век » Технология «стелс» на море: проблемы и решения





Технология «стелс» на море: проблемы и решения

Октябрь 18th, 2012

Технология «стелс» на море: плыть или тонуть?Вначале, вслед за появлением малозаметных кораблей во флотах других стран (в первую очередь речь идёт о Швеции с её пластиковым корветом), предполагалось, что все надводные корабли ВМС США станут малозаметными — со временем, конечно. Но небольшое упражнение с калькулятором показало, что для этого потребуется сумма, близкая к годовому ВВП страны, что несколько умерило аппетиты флота, и новые стелс-корабли решили делать только в формате эсминцев.

Правда, эсминец пятого поколения получился чуть великоват. Так, у кораблей типа «Замволт», первый из которых активно достраивается и будет принят американским флотом в 2013 году (хотя достигнет боеспособности только в 2015-м), водоизмещение составит 14 564 длинных тонн, а длина — скромные 183 м. В общем, несколько длиннее и уже, чем «Дредноут», при сходном водоизмещении. При скромной осадке в 8,4 м и специфических обводах корпуса его мореходность остаётся несколько загадочной, но, как известно, нельзя идеально играть на аккордеоне топором. Эсминец предназначался проектировщиками для действий по поддержке высадки и продвижения десанта на чужой территории, поэтому осадка у него просто не могла быть большой. Даже его двухканальный сонар, хотя и более эффективен, чем обычный в прибрежных водах, на значительной глубине уступает по возможностям тем, что есть на нынешних эсминцах различных стран.

Технология «стелс» на море: плыть или тонуть?

Форма действительно снижает эффективную площадь рассеивания в 50 раз: показатели проверены на экспериментальных кораблях. (Здесь и ниже фото USN.)

Впечатляет вооружение. Не только 155-миллиметровая спаренная артустановка с дальностью стрельбы снарядами до 24 км и ракетами до 136 км. Необычно расположенные ракетные пусковые установки и контейнеры для ракет (до 80 штук) могут запускать как средства для борьбы с самолётами, так и противоракетные RIM-162 ESSM, равно как и «Томагавки» и противолодочные торпеды. В отличие от обычных ракетных батарей, они не сконцентрированы в центральной части корабля, а разбросаны по его периферии, что позволит избежать их уничтожения одним попаданием.

Технология «стелс» на море: плыть или тонуть?

Разработчики других стран (вверху) тоже бьются над за малозаметностью, но чтобы вот так, до пренебрежения полным ходом в открытом море…

Другая особенность корабля — интегрированная энергетическая система, позволяющая перенаправлять практически всю энергию газотурбинной установки в бортовую сеть, а не только моторам. Она резко увеличивает количество энергии, которая может подаваться от газотурбинной установки системам вооружения. С одной стороны, это неплохо: американские ВМС ждут дорабатываемый рельсотрон и лазер на свободных электронах, способный излучать в рентгеновском диапазоне. Уже при 20 узлах хода (максимальная скорость «Замволтов» — всего 30 узлов) этим прожорливым видам оружия будущего будет предоставляться до 58 МВт мощности — из 78 общей мощности силовой установки. Учитывая энерготребовательность нынешних «вундерваффе» (энергия выстрела рельсотронов уже достигла 32–33 мегаджоулей), вещь, конечно, нужная, но вот её вес…

Чтобы частично компенсировать вес, корабль в значительной степени (в особенности надводная часть) строят с широчайшим применением композитов на пластиковой основе. Но не только поэтому.

Главной причиной применения пластика, как и необычной формы носа (по форме он напоминает мониторы XIX века), в эсминцах типа «Замволт» является низкая радиозаметность. Предельно мала — на уровне подлодок класса «Лос-Анджелес» — и шумность. Кстати, обводы носа и корпуса в целом минимизируют кильватерный след, на который ориентируются некоторые советские системы отслеживания кораблей противника.

Тут, правда, есть нюанс. Уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что такая форма носа не позволит ходить на 30 узлах (ну то есть больше одной попытки) уже при четырёхбалльном волнении. Напомним известное: корабли с такой формой носа зарываются в воду на приличном ходу, и зарываются очень сильно. Конечно, разработчики и не предназначали их для длительных морских походов. Операции типа высадки в Сомали в 90-х и в Ираке в 2000-х — вот задачи нового эсминца.

Вот только против кого они будут воевать? Иран, Россия, Китай — иными словами, все страны, с которыми у США могут возникнуть проблемы при высадке десанта, — имеют противокорабельные ракеты, вполне убийственные для сверхдорогих американских авианосцев с колоссальным экипажем. Потопление даже одного такого монстра будет означать политический проигрыш войны (однодневные потери, равные последней войне в Ираке) при любом развитии дальнейших боевых действий. А значит, к берегу американские ВМС смогут безбоязненно подходить разве что в войне против Папуа — Новой Гвинеи.

Как отмечают американские флотоводцы, пока их перспективы — в эскортах авианосцев в открытом море. Ну что же, можно и так, но зачем тогда им низкая радиозаметность, которая в 50 раз уступает обычному кораблю таких размеров? Ведь кошка, к хвосту которой привязана консервная банка, издаёт не меньше шума, чем собака с таким же гаджетом, и при этом не так уж важно, что она не клацает когтями о землю. Переходите на сайт diploms-v-irkutske.com для того, чтобы купить диплом в Иркутске по низкой цене. Дипломы на оригинальных бланках, которые не отличить от настоящего.

Видимо, схожие соображения возникли и у американских конгрессменов, серьёзно уменьшивших ассигнования на эсминцы типа «Замволт». Настолько серьёзно, что вместо 32 кораблей планируется построить три. А с учётом предполагаемой сегодня стоимости головного — $3,5 млрд — их неприязнь к проекту в целом понятна.

Во многом повторяется история с бомбардировщиками B-2, каждый из которых стоил США $2,13 млрд в ценах 1997 года, — иными словами, дороже хорошего марсохода, и значительно. При этом первый эсминец «Замволт» будет (даже с учётом инфляции) стоить не меньше бомбардировщика. И это официальная позиция ВМС, а ведь Джон Янг в меморандуме 2009 года и вовсе писал, что уже к этому моменту на деле стоимость достигла $6 млрд за корабль — по паре марсоходов с лишним, или, в иных единицах измерения, ГЭС мощностью в 6 ГВт.

Подчеркнём: на деле корабль весьма хорош, в перспективе, с доводкой рельсотрона и рентгеновских лазеров, ему просто не будет цены, поскольку обычные американские эсминцы вроде «Арли Бёрк» даже 18 МВт для бортового вооружения не выдают. И тем не менее пока сверхсовершенные «Замволты» уверенно идут дорогой В-2 и F-22 — той самой, которую небезызвестный «Чак» Спинней назвал «спиралью смерти».

по информации: compulenta.ru