Ветроэнергетика и конструкция ранних самолётов | Наука 21 век

Наука 21 век » Ветроэнергетика и конструкция ранних самолётов





Ветроэнергетика и конструкция ранних самолётов

Декабрь 6th, 2012

Позаимствует ли ветроэнергетика конструкцию ранних самолётов?General Electric Power and Water разрабатывает ветряную турбину, лопасти которой сделаны не из традиционного стекловолокна, а из металлического каркаса, обтянутого тканью, — напоминая скорее первые десятилетия авиации. Новый подход позволит радикально увеличить размах лопастей. Теперь он сможет превысить 120 м. Напомним: стеклопластиковые лопасти такого размера непрактичны. Кроме прочего, стеклопластиковые детали даже существующих ветряков обходятся в копеечку, а ткань и металлический каркас куда более пригодны для массового производства и, следовательно, не так дороги. Обещаемое GE снижение издержек позволит удешевить ветротурбину на 25–40%. Как отмечают в компании, такая технология позволит ветрякам наконец-то стать столь же экономичными, как электростанции, тупо сжигающие ископаемое топливо, — и не за счёт государственных субсидий.

Знаете ли вы, что в последние годы затраты на компенсацию капитальных вложений (огрублённо — строительство электростанций) для угольных ТЭС в США достигли 6,53 цента на киловатт-час выработки? А для наземных ветряков (офшорные пока гораздо дороже) эта цифра составила 8,39 цента. Очевидно, что если последний показатель благодаря новых лопастям удастся снизить хотя бы на 15–20%, то угольная энергетика, основная в Штатах, больше не сможет конкурировать с ветряной, которая не нуждается в регулярных закупках топлива.

Позаимствует ли ветроэнергетика конструкцию ранних самолётов?

Конструкция разрабатываемых лопастей больше всего напоминает крыло истребителя первой трети XX века. (Иллюстрация GE.)

Вопрос, конечно, во многом сводится к ткани — точнее, нетканому материалу, который пока разрабатывается в основном силами самой GE. Ей потребуется не просто прочность и ресурс как минимум в 20 лет, но и обеспечение гидрофобности, а в идеале и супергидрофобности. Иначе проблемы у этого материала (скажем, оледенение) будут намного тяжелее, чем у стеклопластиковых лопастей.

Разработка новых лопастей рассчитана на три года; вместе с GE в ней участвуют группы из Массачусетского технологического института и ряда других вузов США.

по информации: compulenta.ru