Влияние парадокса Бресса на движение транспорта, социальные сети и выбор потребителя | Наука 21 век

Наука 21 век » Влияние парадокса Бресса на движение транспорта, социальные сети и выбор потребителя





Влияние парадокса Бресса на движение транспорта, социальные сети и выбор потребителя

Февраль 21st, 2013

Один из самых известных парадоксов в науке назван в честь немецкого математика Дитриха Бресса (Dietrich Braess), который отметил, что расширение дорожной сети, парадоксально, может привести к увеличению пробок. Соответственно, если дороги убрать, времени в пути водители будут проводить меньше. 

У проектировщиков движения накопилось достаточно примеров парадокса Бресса, например, в таких городах, как Сеул, Штутгарт, Нью-Йорк и Лондон. В последние годы физики начали изучать, как данный парадокс может быть применен в других областях: передача электроэнергии, спорт (удаление одного игрока может иногда улучшить качества игры команды), материаловедение (например, сеть сил внутри материала может быть изменена нелогичным способом, так, чтобы тот растягивался под давлением). 

Кшиштоф Апт (Krzysztof Apt), сотрудник Амстердамского университета, и его коллеги выявили совершенно новое применение этого парадокса: что происходит в социальных сетях, когда пользователи выбирают продукты, основываясь на решениях, принимаемых их друзьями?

Ученые математически показали, что добавление дополнительных продуктов может уменьшить результат для всех, и что сокращение выбора продуктов может привести к лучшим результатам для всех. Это формальный эквивалент парадокса Браесса, действующий для потребителей, сообщает MIT Technology Review.

Несмотря на то, что это кажется нелогичным, это не так уж трудно себе представить. Многие люди имели опыт выбора компьютера. Когда существует такой большой выбор, это оказывается довольно непрактично, нет возможности исследовать и оценить все имеющиеся варианты. Это уменьшает шансы сделать оптимальный выбор, и человек оказывается в затруднительном положении. Все заканчивается лучше, когда число вариантов сокращено. Этот парадокс интересен, потому что он может иметь важное влияние на динамику рынка. Проектировщики движения уже используют этот вид сетевого подхода в работе по улучшению транспортного потока городов с помощью открытия или закрытия дорог.

Итак, уже нетрудно вообразить математическую модель, которая поможет разработчикам решить, когда выпускать на рынок (или наоборот, убирать из продажи) новую продукцию - так, чтобы и производители, и потребители чувствовали себя наилучшим образом.

Арина Клементьева nauka21vek.ru