Инновационный процесс и устойчивое развитие | Ю.М.Прохоцкий | Наука 21 век

Наука 21 век » Инновационный процесс и устойчивое развитие | Ю.М.Прохоцкий





Инновационный процесс и устойчивое развитие | Ю.М.Прохоцкий

Март 6th, 2013

Инновационный процесс и устойчивое развитие | Ю.М.ПрохоцкийПредлагаемая вниманию читателей статья, несмотря на несколько полемический характер, является, тем не менее, обобщением конкретного опыта автора, приобретенного за время работы в качестве руководителя научно–координационного сектора выставочного комплекса ВВЦ "Наука и образование", ученого секретаря  организационных и программных комитетов первых московских инновационных выставок (в дальнейшем – салонов, включающих организацию и проведение сопутствующих тематических мероприятий: конференций, семинаров, круглых столов, презентаций, конкурсов и т.д.), а также – экспертных советов различного уровня.

В результате автор пришел к осознанию важной роли идей глобализма в процессе устойчивого развития российской инновационной экономики, примером чему может служить начало деятельности в России Глобального Венчурного Альянса – GVA (в союзе с инновационными фирмами Кремниевой Долины, США), одобренного и поддержанного Руководством государства (однако, углубление в анализ проблем глобализации выходит за рамки настоящей публикации). 

Для лучшего взаимопонимания с читателями в начале статьи помещен лаконичный глоссарий; основной объем статьи состоит из трех разделов, посвященных, соответственно: общим проблемам инновационного процесса и устойчивого развития, осуществлению эффективной инновационно–выставочной деятельности и методическим вопросам организации работы специализированного инновационного (по сути – иинжинирингового) центра; приводится Список литературы.

[Ключевые слова: инновационно–инвестиционный процесс, инновационная деятельность, инновационный салон, концептуальный подход, научный инновационный инжиниринговый центр, устойчивое развитие.]

ГЛОССАРИЙ

Инновационный (ая) — от слова «инновация» (эффективное нововведение), как правило, относится к созданию и рыночной реализации инновационной продукции: разработок, технологий, товаров, услуг в научно-технологической сфере малого и среднего предпринимательства (бизнеса).

Инновационно-инвестиционный процесс (ИИП) — процесс разработки, создания, продвижения на рынок и эффективной реализации инновационной продукции с привлечением средств инвесторов (организаций, структур, фондов и т.п. разных форм собственности, а также физических лиц).

Инновационная деятельность (ИД) — выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынки инновационной (новой или усовершенствованной конкурентоспособной наукоемкой) продукции.

Инновационное предложение-заявка (ИПЗ) — конкретная идея, разработка, технология, услуга и др., предлагаемая для эффективной рыночной реализации в рамках инновационного проекта. 

Инновационный запрос (ИЗ) — запрос на разработку и организацию производства в рамках инновационного проекта (ИП) конкретного вида нового или усовершенствованного наукоемкого продукта, поступающий из сферы производства или потребления в адрес ведомств и структур, занимающихся инновационной деятельностью. ИЗ, как правило, содержит и предложения по инвестированию в ИП со стороны запрашивающего.

Инновационный проект (ИП) — проект эффективной рыночной реализации инновационного предложения-заявки или инновационного запроса, предусматривающий в общем случае участие следующих субъектов (физических или юридических лиц): разработчика (автора) инновационного предложения или запроса, менеджера в области инновационной деятельности, инвестора и, возможно, заказчика, изготовителя и продавца инновационного продукта.

Бизнес-проект (БП) — авторский вариант бизнес-плана реализации инновационного предложения-заявки или инновационного запроса в рамках инновационного проекта.

Методологическое обеспечение (МО) инновационной деятельности — разработка комплекса директивных и нормативно-правовых документов, специальных методических и методологических рекомендаций, образовательных программ, пособий и т.д. для обеспечения эффективной инновационной деятельности и решения сопутствующих вопросов.

Инновационное мероприятие (ИМ) — мероприятие, направленное на активизацию инновационной деятельности, к таковым относятся: инновационные выставки, конференции, семинары, презентации, конкурсы, образовательные мероприятия и т.п.

Инновационно-выставочная деятельность (ИВД) — организация и проведение специализированных инновационных выставок в комплексе с другими инновационными мероприятиями, направленными на эффективное продвижение инновационной продукции и на активизацию инновационно-инвестиционного процесса.

Инновационно-образовательная деятельность (ИОД) — реализация образовательных инициатив и программ с целью подготовки или повышения квалификации инновационных менеджеров, экспертов и разработчиков инновационной продукции.

Инжиниринг – процесс реализации научной или технической разработки на инженерно–практическом уровне.

Интеллектуальная собственность (ИС) — одно из основных юридических понятий при распределении, передаче и защите прав на получение дивидендов от реализации инновационного проекта (ИП) между участниками (субъектами) ИП.

Устойчивое развитие (УР) — важнейший критерий при экспертных оценках возможности легитимной реализации любого инновационного проекта.

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

В 1991 году на русском языке вышел представленный научной общественности 40 лет назад (в 1972 году) выдающийся коллективный труд "Пределы роста. Доклад Римскому клубу", подготовленный интернациональной группой молодых ученых под руководством Д.Л. Медоуза. Авторы обоснованно утверждали, что материальный рост человеческой цивилизации не может продолжаться вечно, что настало время отказаться от наращивания количества (роста) в пользу качества (развития). Двадцать лет спустя вышла книга серии "За пределами роста", в которой полностью подтверждались прогнозы, сделанные в первой публикации. В 2012 году российскому читателю представлено третье издание книги: "Пределы роста: 30 лет спустя" [1].

Любое развитие, любые конкретные процессы, в том числе и инновационные, не должны нарушать природных равновесий, от которых в конечном итоге зависит жизнь на планете Земля. Это главное и основное условие устойчивого развития как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом.

В последние десятилетия понятие и термин "устойчивое развитие" прочно вошли в сознание людей. Крупнейший создатель концептуальных основ теории устойчивого развития профессор А. Аткиссон, один из руководителей Балатонской группы ООН, посвятил свой известный труд [2] анализу особенностей устойчивого развития в условиях современной инновационной рыночной экономики, проникнутой идеями глобализма.

В 1986 году Комиссия ООН, возглавляемая Г.Х. Брундтланд*, признала термин «устойчивое развитие» в качестве одного из «столпов» международных переговоров. На саммите в Рио-де-Жанейро (1992 г.) понятие «устойчивое развитие» было одним из ключевых. В 1995 году по инициативе Международной торговой палаты образован Всемирный совет предпринимателей по устойчивому развитию, ВСПУР (World Business Council for Sustainable Development, WBCSD).

[*Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), более известная по имени ее председателя — премьер-министра Норвегии Г.Х. Брундтланд, была создана в 1984 году. В 1986 году МКОСР опубликовала доклад «Наше общее будущее», в котором в качестве основы обеспечения интегрированного подхода к разработке экономической политики будущего предлагалась концепция экологически устойчивого развития. Неразрывность экономики и экологии, их взаимозависимость – основное условие гармонично развивающегося общества.]

Логично утверждать, что устойчивое развитие зиждется на «трех китах»: поддержании экологической стабильности, основанной на рациональном природопользовании и охране окружающей среды, поддержании стабильной безопасности жизнедеятельности людей и на высокой энергоэффективности, обеспечиваемой освоением и использованием новых — альтернативных и возобновляемых — видов и источников энергии.

В более общем смысле устойчивое развитие (от Sustanable Development) –это поддержание в ходе развития стабильного соотношения между благосостоянием как нынешнего, так и будущих поколений человечества, социально-экономической структурой и естественными природными процессами. Другими словами, это любое развитие, любые конкретные процессы, любое поведение, не нарушающие природных равновесий, от которых в конечном итоге зависит жизнь на планете Земля [3–6].

Каковы аргументы в пользу актуальности постановки вопроса для обсуждения? Сегодня мы не можем оставаться в стороне от деятельности Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию. Россия принимает (и воспринимает) систему стандартов Международной организации по стандартизации, ИСО (International Organization for Standardization, ISO). Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Инновационный путь развития, которым движется экономика России, в том числе ее научно-технологическая сфера, невозможен без соблюдения требований обеспечения устойчивого развития [5].

Вопросы организации финансирования приоритетных национальных научно-технологических направлений развития экономики России должны решаться только в контексте обеспечения устойчивого развития. Возглавляемая Президентом и Правительством Российской Федерации подготовка к XXII зимним Олимпийским играм 2014 года по программе «Сочи-2014» ведется под девизом устойчивого развития.

Россия подписала Монреальский и Киотский протоколы. Кстати, российские ученые и специалисты, не отрицая важности этих протоколов, считают, что для их ратификации не было достаточного научного обоснования и разработка документов имела определенные политические цели, в результате чего наша страна лишилась ряда своих производств и перспективных национальных технологий. При сегодняшних научных знаниях и технических возможностях человеку по силам решение более серьезной и перспективной задачи — управление климатом [7,8], что могло бы стать одним из российских национальных приоритетов.

Так почему бы нам не начать борьбу за реализацию в принципе разумных идей не только на российском, но и на международном уровне? И не только как равноправным членам сообщества, но как инициаторам и лидерам! Уже сегодня по инициативе ученых и специалистов России создаются такие структуры, как, например, Институт проблем химии устойчивого развития при Российском химико-технологическом университете (РХТУ) имени Д.И. Менделеева. В предшествующие годы активистами из числа депутатов Государственной думы и других заинтересованных российских структур различного статуса, возглавляемыми академиком М.Ч. Залихановым, был проведен ряд акций в поддержку концепции устойчивого развития России [3–5]. К сожалению, эти инициативы не получили должного развития и реализации.

В настоящее время в России организуется и проводится много инновационных мероприятий (салонов, конференций, выставок, семинаров, презентаций). Безусловно поддерживая объявленный Президентом в предыдущие годы курс на «переход к инновационному пути развития на базе национальных приоритетов», хочется отметить необходимость обеспечения при этом устойчивого развития научно-технологической сферы экономики нашей страны. Во имя будущего страны и будущих поколений Россия должна двигаться вперед по пути устойчивого развития во всех сферах человеческой деятельности. При этом инновационный путь развития, инновационный процесс ни в коем случае не должны стать исключениями. 

Никакой инновационный проект, каким бы инновационно привлекательным он ни выглядел, не может быть реализован без обеспечения требований устойчивого развития [5].

Но на этом "поле" еще предстоит большая, в том числе и законотворческая, работа.

Из сказанного выше следует, что в первую очередь необходимо:

1) ввести в практику сертификацию инновационных проектов на соответствие требованиям обеспечения устойчивого развития;
2) добиться коррекции некоторых положений государственной политики в научно-технической и прежде всего в инновационной сфере;
3) привести в соответствие с международными нормами действующие нормы и стандарты, касающиеся инновационной деятельности и обеспечения устойчивого развития;
4) обратить внимание на необходимость повышения уровня технологии и культуры производства для обеспечения требований устойчивого развития;
5) создать компетентную структуру (комиссию) по подготовке нормативно-законодательной базы для поддержания устойчивого развития страны (в Европарламенте такие законы уже обсуждаются и принимаются).

КОМПЛЕКСНЫЕ ИННОВАЦИОННО–ВЫСТАВОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Настоящий раздел посвящен выработке системного подхода к поиску эффективных путей активизации инновационно-выставочной деятельности и созданию предпосылок для ее стандартизации, а также – к подготовке и принятию необходимой базовой нормативной документации [9].

Необходимость диверсификации экономики страны и переход к «инновационному пути развития» научно-технической сферы являются объективными вызовами нашего времени и ставят конкретные задачи как перед создателями новых прогрессивных разработок и технологий, так и перед специалистами, занимающимися активизацией и реализацией инновационно-инвестиционных процессов. Роль инновационно-выставочной деятельности при этом трудно переоценить [9,10].

За последние 10-15 лет накоплен и развит серьезный опыт подготовки и проведения комплексных мероприятий, включающих выставку, конференцию, деловую программу, презентации, конкурсы, неформальные встречи.

Задача данного разделы – сконцентрировать внимание на некоторых ключевых моментах инновационно–выставочной деятельности, «спровоцировать» творческий поиск путей ее эффективной активизации, обеспечить условия для разработки и выпуска официальных нормативных документов, полезных не только для организаторов мероприятия, но и для вышестоящих (руководящих, планирующих и финансирующих) структур.

Концептуальный подход к планированию и организации мероприятия

Опыт показывает, что успех инновационно-выставочного мероприятия в значительной мере определяется качеством, профессиональным уровнем и своевременностью выпуска одного из базовых документов — Концепции ежегодного инновационного мероприятия (салона). Ниже приводятся характеристики и требования к оформлению основных разделов плана–проспекта Концепции.

В Преамбуле говорится об основной идее мероприятия, ее актуальности; приводится краткий анализ ситуации со ссылками на официальные государственные документы. Определяются задачи, стоящие в связи с этим перед заинтересованной отраслью (или конкретной структурой) — основным организатором данного мероприятия (со ссылкой на план или другой «разрешительный» или «предписывающий» документ). Кроме этого, говорится об ожидаемых результатах мероприятия в региональном, государственном, международном масштабе, определяются структуры, заинтересованные в успехе мероприятия, и те, кому адресована Концепция (в зависимости от статуса мероприятия).

Главная цель проведения мероприятия (в масштабе отрасли, государства ит.д.) – установление, укрепление и расширение делового, производственного и научно-технического сотрудничества между учеными, промышленниками и предпринимателями России, а также специалистами и деловыми людьми зарубежных стран.

Задача мероприятия (применительно к запросам промышленности, хозяйственной деятельности, техники, науки, социальной сферы и т.д.) — показать, например, последние достижения российских ученых, специалистов, промышленников и предпринимателей в широком диапазоне направлений развития отечестенной экономики: от авиационно-космической техники до медицинского приборостроения, от металлургии и тяжелого машиностроения до электроники, от химической промышленности до биоинженерии; продемонстрировать целесообразность использования достижений в хозяйственной деятельности и социальной сфере и потенциальные возможности интеграции различных отраслей промышленности (в частности, добывающей и перерабатывающей), науки и производства на взаимовыгодной основе, показать эффективность для российской экономики развития и активизации инновационных процессов, представляющих важное направление государственной научно-технической политики Российской Федерации.

Основными организаторами (устроителями) мероприятия выступают министерство, ведомство, организация и т.д. В качестве соорганизаторов и активных участников желательно привлекать заинтересованные структуры Администрации Президента и Федерального собрания РФ, отраслевые министерства, ведомства и региональные администрации, Российскую академию наук, другие ведущие научные организации страны, а также крупнейшие российские фонды поддержки науки и предпринимательства, различные общественные организации, коллег и партнеров (в том числе потенциальных) из ближнего и дальнего зарубежья (через соответствующие структуры, например, Исполкома СНГ). Требования к участникам мероприятия должны содержаться в специально подготовленном для адресного распространения (включая СМИ) Первом информационном сообщении и приложениях к нему.

Для координации работы по организации и проведению основного мероприятия и всего комплекса сопутствующих мероприятий создается Организационный комитет. Функции основного устроителя мероприятия (оператора) и формирование Дирекции поручаются конкретной специализированной организации. Все, заинтересованные в успехе мероприятия, организации и структуры могут вносить свои инициативные предложения по организации работы оргкомитета и дирекции, персональному составу и распределению функциональных поручений.

В связи с планируемым проведением в составе комплекса мероприятий представительной научно-практической конференции, презентаций, конкурсов и т.п. предполагается также создание компетентного Программного комитета.

К работе в организационном и программном комитетах, рабочих группах для организации и проведения научных, научно-технических и научно-практических мероприятий (форумов, конференций), а также семинаров, круглых столов, презентаций, конкурсов и т.п. следует приглашать как опытных управленцев и менеджеров–профессионалов, так и авторитетных известных ученых и специалистов, представляющих российскую научную и административную элиту в различных сферах научно-практической и промышленной деятельности. (Должен быть согласован и определен ряд известных и авторитетных ученых и администраторов, представляющих конкретные сферы деятельности, с указанием отводимой для каждого роли в организационно-методической деятельности.)

Особое внимание необходимо уделять предметному обсуждению с ведущими учеными и специалистами вопросов, связанных с реализацией государственной политики Российской Федерации в области развития науки и технологий. Могут быть также рассмотрены методологические вопросы и успешно реализуемые образовательные инициативы (на примере деятельности Минобрнауки России, Академии управления при Администрации Президента, Центра коммерциализации технологий Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, структур университетской, академической науки и др.). Обязательно должны быть назначены ответственный секретарь Оргкомитета и ученый секретарь Программного комитета, задача которых — профессионально «вытянуть» всю работу.

В качестве структурной схемы мероприятия может быть предложен вариант, предусматривающий комплексное проведение выставки и конференции [10] (см. рисунок).

В случае необходимости приведенная блок-схема может быть частично изменена, уточнена, конкретизирован в зависимости от входящих в комплекс презентаций, деловых встреч, других конкретных акций и их удельного веса.

По вопросам материального (финансового) обеспечения мероприятия основные организаторы, видимо, должны договориться о долевой ответственности. Будет ли готовиться соответствующее Постановление? Какие обязательства можно наложить на активных заинтересованных участников? Кого и как можно привлечь в качестве спонсоров (заинтересовать монополии)? Все эти вопросы требуют предварительного обсуждения на соответствующем уровне.

В разделе Концепции Ожидаемые результаты и оформление итогов мероприятия должны прозвучать намерения (или предложения): опубликовать материалы мероприятия с целью создания полезной настольной книги для администраторов, менеджеров, ученых (специалистов); по итогам конкурсов (как среди разработчиков, так и среди потенциальных инвесторов) определить рейтинги и сформировать пакеты деловых и организационных предложений, в том числе адресные: как для инвесторов (от разработчиков), так и для разработчиков (от инвесторов); по итогам Конференции целесообразно подготовить и представить на утверждение (указать, на каком уровне) Решение о практическом эффективном использовании результатов проведенного мероприятия (с конкретными сроками и конкретными ответственными исполнителями).

Вся необходимая информация для контактов участников и посетителей мероприятия с представителями разработчиков данного документа (адреса, телефоны ответственных представителей оргкомитета, дирекции и т.д.) должна быть доступной и исчерпывающей.

При разработке Концепции для удобства дальнейшей работы рекомендуется подготовить и документально оформить: данные об имеющемся заделе — организационно-методическом потенциале оператора на момент утверждения Концепции. В первую очередь должен быть примерный план действий по подготовке и проведения мероприятия, содержащий (с указанием сроков и ответственных исполнителей) следующие важные пункты:

– подготовка приказа о проведении мероприятия и назначении председателя
Оргкомитета, структуры–оператора и директора мероприятия;
– подготовка и рассылка проекта Концепции;
– подготовка и рассылка первого информационного сообщения;
– согласование (в рабочем порядке) кандидатур в составы Оргкомитета, Программного комитета, рабочих групп, жюри, комиссий и т.д. и представление проектов списков для утверждения председателем оргкомитета;
– подготовка проекта сметы мероприятия;
– проведение заседания оргкомитета (рассмотрение и утверждение составов комитетов и групп, распределение обязанностей и др.);
– проведение заседания оргкомитета (утверждение сметы и конкретных планов работ подразделений оргкомитета, программного комитета и дирекции, отчет дирекции и руководителей рабочих групп и др.).

О создании экспертного совета

Отдельно хотелось бы остановиться на необходимости создания при основном организаторе инновационно-выставочных мероприятий специализированного научно-технического экспертного совета (НТЭС), действующего на постоянной основе под председательством руководителя этой структуры с привлечением в качестве сопредседателей (фактически — председателей программных комитетов), на период подготовки и проведения конкретных мероприятий, компетентных ученых и специалистов. Таким образом, НТЭС станет практически постоянно действующим Программным комитетом, но его состав должен быть тщательно подобран по
критериально-профессиональному (не по административно–имиджевому!) принципу. Экспертный совет должен отвечать за содержание, подготовку, уровень и качество проведения научно-технических конференций, семинаров и других элементов конгрессной части, а также конкурсов – на правах жюри.

Возможно, имеет смысл сделать постоянными и оргкомитет, и организационно-тематическую структуру каждой традиционной выставки и сопутствующих конгрессных мероприятий, что, конечно, не исключает определенных коррекций и ротаций, например, в случае форс-мажорных ситуаций, связанных с изменениями во властных структурах государства, изменениями системы национальных приоритетов и т.п.

На первом этапе задачами научно-технического экспертного совета могут стать подготовка и обсуждение основополагающих документов (включая «Положение о самом себе»), установление необходимых деловых связей, например, с научными организациями, инновационными агентствами, госструктурами и т.д. Как правило, мероприятия, проведение которых должен обеспечивать НТЭС, имеют затратный характер, поэтому необходимо продумать способы их разумной коммерциализации. Так, повысить экономическую эффективность конференций можно, придав им особый статус «специализированной экспозиции» с автономной сметой, предусматривающей отдачу в некоторой перспективе за счет дополнительной «раскрутки» всего комплекса выставочных мероприятий, PR-эффекта, реализации публикуемых материалов, продвижения инновационных проектов и т.п.

Требования к кандидатурам в состав и регламент работы НТЭС необходимо обсудить с заинтересованными специалистами. НТЭС должен методично работать в предвыставочный период: с потенциальными руководителями и участниками научно-технических мероприятий, авторами докладов и сообщений – обсуждать программу и тематику мероприятий, готовить и издавать к открытию выставки сборники тезисов и другие материалы. В поствыставочный период совет должен оформлять итоговые материалы, издавать научно-технические сборники, продвигать инновационные проекты победителей конкурсов и т.д..

Устойчивое развитие

Обеспечение требований устойчивого развития (развития без "навреждения") — важная задача инновационно-выставочной деятельности. Ключевой вызов нашего времени – необходимость обеспечения при реализации инновационных программ и мероприятий требований устойчивого развития [5,11] – это, прежде всего: поддержание экологической стабильности, биоразнообразия, природных ресурсов в целом; поддержание (и обеспечение) безопасности жизнедеятельности человека; поддержание (обеспечение) энергоэффективности, в том числе – на базе освоения альтернативных и возобновляемых источников энергии. Семинары, конференции и другие конгрессные акции, проводимые на инновационных выставках и салонах под девизом "Обеспечение устойчивого развития!", являются украшением этих мероприятий.

Учитывая важность сказанного, следует одобрить инициативу фракции ЛДПР ГД ФС РФ, выразившуюся в организации работы Экспертного Совета по актуальным научно–техническим и социально–экономическим проблемам, который периодически рассматривает перспективные инновационные разработки и проекты и готовит обращения фракции к руководству государства с рекомендациями по реализации инновационных разработок и проектов в интересах страны и ее населения. При этом одним из доминирующих требований к качеству разработок и проектов является требование обеспечения устойчивого развития.

Следует также обратить внимание организаторов инновационно–выставочных мероприятий на необходимость соблюдать требования обеспечения устойчивого развития и применительно к тематике, связанной с поддержкой и обеспечением национальных приоритетов в развитии экономики России, и – с реализацией крупных (глобальных) международных проектов, привлекающих дополнительные инвестиции в экономику нашей страны. 

На основании изложенного в разделе материала можно утверждать:

1) Организация инновационно–выставочных мероприятий (в основном, в форме салонов) – одна из важнейших эффективных форм реализации инновационного процесса в научно–технической сфере экономики современной России.

2) В результате более чем десятилетнего опыта организации инновационных салонов в России сложился системный подход к инновационно–выставочной деятельности, однако время постоянно ставит перед нами всё новые задачи, для успешного решения которых рекомендуется использовать организационные принципы и подходы, основанные на оптимальном выборе организаторов, специалистов–профессионалов и организационных форм проведения мероприятий, а также – на объединении усилий опытных администраторов, практиков–«выставочников», представителей научных, научно-технических и инновационных структур, формируя из них действующие на постоянной основе (при условии разумной ротации) оргкомитет, программный комитет, конкурсные жюри, экспертные и другие рабочие группы.

3) Приведенная в статье организационно-структурная схема подготовки и проведения выставки и конференции, а также – план–проспект Концепции ежегодного инновационного салона, могут быть взяты за основу при подготовке конкретных мероприятий и разработке необходимых нормативных документов.

4) С учетом тенденций и приоритетных диверсификационных путей развития национальной экономики, включая инновационную технологическую сферу, тематика инновационных салонов должна охватывать следующие научно–прикладные направления:
– дальнейшее развитие информационных систем и технологий, в том числе в сфере образования;
– использование принципиально новых достижений радиотехники и электроники, в том числе достижений наноэлектроники;
– развитие альтернативной энергетики на базе новых видов топлива и возобновляемых источников энергии;
– использование сверхминиатюрной робототехники и механотроники;
– освоение уникальных возможностей биопроцессов и биотехнологий на молекулярном уровне для фармакологии, медицины, биофотоэлектроники, биосенсорной техники, генной инженерии;
– создание современных технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности людей и успешного противостояния терроризму;
– высокоэффективная утилизация отходов, развитие и освоение безотходных технологий в различных сферах промышленного производства;
– рациональное природопользование и устойчивое развитие научно-технической сферы экономики.

5) Главным критерием эффективности инновационной деятельности (в том числе, инновационно–выставочной деятельности) в любом из перечисленных
направлений должно стать дальнейшее освоение высоких технологий (в частности, нанотехнологий), позволяющее реализовывать на инженерно-практическом уровне достижения фундаментальных наук минувшего столетия при условии обеспечения основных требований устойчивого развития: экологичности, безопасности, энергоэффективности [5].

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИННОВАЦИОННОГО ИНЖИНИРИНГОВОГО ЦЕНТРА

В данном разделе рассматриваются цели, задачи и принципы деятельности Научного Инновационного Инжинирингового Центра; определяется минимальный пакет документов, необходимых для создания, разработки и эффективной рыночной реализации инновационных проектов при содействии Центра.

Реализация научных достижений на уровне инновационных проектов не только помогает ученым выходить на рынок интеллектуальной продукции и обеспечивать свои жизненные потребности, но и позволяет развивать материально–техническую базу в режиме «расширенного воспроизводства». Некоторые организации и коллективы накопили определенный опыт зарабатывания средств, выполняя «заказные» научно–исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), в том числе силами специально создаваемых временных творческих коллективов (ВТК). Однако переход научно–технологической сферы на инновационный путь развития [13,14] требует модернизации и диверсификации тематической направленности инновационной деятельности.

Одним из основных путей продвижения инновационной продукции является инновационно-выставочная деятельность. В имеющейся сегодня литературе, посвященной организации выставочной деятельности [9,10], инновационная составляющая представлена недостаточно [9]. Специальная (в том числе учебная) литература, освещающая вопросы «формальной инноватики» [15], не всегда помогает решать практические проблемы распределения прав интеллектуальной собственности, конкретных особенностей трансфера технологий и так далее. Разработчиков и авторов инновационных предложений и проектов "отпугивают" зачастую ничем не обоснованные, но трудно преодолимые формальные требования к подаваемым на рассмотрение материалам.

В этой связи становится весьма актуальным создание специализированных структур, таких, к примеру, как Научный Инновационный Инжиниринговый Центр (далее — Центр). В отличие от большинства существующих в РФ инновационных центров он должен, помимо организационной и консалтинговой деятельности, обладать достаточным потенциалом для выполнения «заказных» научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ (НИОКР) и организации производства рыночной продукции собственными силами. Располагая квалифицированными специалистами–профессионалами в определенных сферах научно–практической деятельности, Центр имеет возможность стать самоокупаемой и материально независимой организацией.

Главная цель Центра – обеспечивать эффективное продвижение (реализацию) инновационных проектов, выполняемых силами ученых и научных коллективов – своих партнеров и соисполнителей. Отбор разработок и проектов для продвижения должен проходить «с открытыми глазами»: по итогам обсуждения на совместных семинарах с участием компетентных ученых, специалистов и независимых экспертов. При реализации любого проекта должны неукоснительно выполняться требования устойчивого развития: экологической стабильности, энергоэффективности, комплексной безопасности жизнедеятельности государства и общества [5]. Как правило, Центр занимается только теми разработками и проектами, которые соответствуют его компетенции и специализации. Общее число продвигаемых проектов невелико, но им должен быть обеспечен максимально высокий уровень подачи и обсуждения. Основными задачами специализированного Центра являются:

– разработка упрощенных методологических основ подготовки и продвижения инновационных предложений и запросов, а также рекомендаций по их применению;
– работа с инновационными предложениями–заявками и запросами для разработки и реализации соответствующих инновационных проектов;
– выполнение силами собственных специалистов ряда НИОКР, принимаемых заказчиками, с выходом на производство;
– налаживание действенных связей с партнерами–соразработчиками и потенциальными потребителями инновационной продукции;
– организация участия своих партнеров в инновационных мероприятиях в России и за рубежом (салоны, выставки, конференции).

Одним из перспективных направлений инновационной деятельности может стать курс на установление партнерских отношений и эффективное взаимодействие с госкорпорациями — новой формой организации российского научно-промышленного потенциала — для обеспечения разработок и выпуска конкурентоспособной, диверсифицированной наукоемкой и востребованной рынками продукции широкого применения. Центр должен быть готов оказывать содействие как разработчикам, так и производителям инновационной рыночной продукции, рассматривать и обсуждать любые конструктивные предложения и запросы, в том числе возникающие проблемы легитимизации (стандартизации и сертификации) инновационной деятельности на современном этапе развития научно–технологической сферы российской экономики. 

Полученный практический опыт позволяет сделать определенные выводы о том, как и на каких принципах должен создаваться Центр.

Условия создания Научного инновационного инжинирингового центра

Центр может быть учрежден (зарегистрирован, а в дальнейшем включен в Реестр малого и среднего предпринимательства) как самостоятельная коммерческая структура (ЗАО, ООО, др.) либо как некоммерческое партнерство, центр, фонд, общественная организация, имеющие устав, юридический адрес, банковские реквизиты и т.п. и занимающиеся инновационной деятельностью.

В качестве учредителей выступают физические и/или юридические лица (представители предприятий государственной или иных форм собственности), чьи компетентность, опыт и профессиональные интересы позволяют им стать активными участниками инновационного процесса. Это могут быть научные, научно–образовательные, научно–технологические, научно–производственные организации и структуры, разрабатывающие и выпускающие высокотехнологичную интеллектуальную продукцию, и заинтересованные в ее оперативной рыночной реализации.

Центр должен иметь определенную специализацию (отвечающую интересам своих учредителей) и располагать специалистами (учеными, инженерами, менеджерами), способными самостоятельно (или в кооперации с партнерами), выполнять разработки (обеспечивающие материальную основу существования Центра), профессионально принимать участие в их рыночной реализации, а также осуществлять экспертизу (технологический аудит) поступающих от сторонних организаций или физических лиц предложений–заявок (ИПЗ), инновационных запросов (ИЗ) и инновационных проектов (ИП).

Партнерами Центра могут быть отдельные конкретные авторы (или творческие коллективы любого статуса): разработчики ИПЗ, ИЗ и ИП, предложения которых соответствуют сфере профессиональной компетенции и интересов Центра и успешно прошли входную экспертизу. Взаимодействие с такими партнерами осуществляется в режиме оказания услуг при продвижении их ИП согласно заключенным соглашениям.

Другую группу партнеров составляют крупные организации и структуры (специализированные научно–исследовательские и научно–промышленные организации разных статусов и разных форм собственности, государственные учреждения, ведомства, властные структуры), с которыми ведется сотрудничество при отборе и продвижении значительных ИП (вплоть до уровня федеральных и государственных программ). При этом Центр может выступать и как головной исполнитель, и как координатор выполнения серьезных тематических разработок и заданий.

Регламент подачи и прохождения инновационных предложений–заявок и инновационных запросов

1) Для подачи инновационного предложения-заявки авторам необходимо: внимательно изучить схему (Форма 01) и составить аннотацию предложения –заявки, отвечая на поставленные вопросы максимально конкретно в пределах установленного объема — не более двух машинописных страниц; подготовить в соответствии с прилагаемым образцом (Форма 02) два экземпляра Соглашения и оформить их со своей стороны; подготовить регистрационную карту (Форма 03); направить подготовленные документы на имя руководителя Центра по почте либо по электронной почте. Поступившие документы (материалы) рассматриваются в течение 15 рабочих дней (проходят входную экспертизу) на предмет возможности дальнейшей работы с ИПЗ (его продвижения и реализации). В случае положительного решения Соглашение подписывается Центром и один экземпляр возвращается авторам (владельцам) предложения. Отрицательное решение также сообщается заявителям. Занимаясь продвижением ИПЗ и поиском возможностей их реализации, Центр проводит при необходимости дополнительную экспертизу ИПЗ, привлекает к работе потенциальных инвесторов и заказчиков. При этом от авторов (заявителей) может быть затребована дополнительная информация (в соответствии с подписанным Соглашением). Дальнейшее взаимодействие Центра с авторами инновационных предложений–заявок осуществляется в соответствии с подписанным Соглашением и заключенными конкретными контрактами на реализацию ИПЗ.

2) Инновационный запрос (Форма 04), оформленный подающей стороной, представляется в Центр в двух экземплярах и после входной экспертизы, оформления и регистрации один экземпляр возвращается автору ИЗ. Характер дальнейшего взаимодействия Центра с подателем ИЗ определяется в рабочем порядке.

3) Дополнительные рекомендации по оформлению подаваемых в Центр материалов.

Аннотация инновационного предложения-заявки

Предлагаемая регламентом схема составления аннотации (Форма 01) является не бланком для заполнения, а «канвой», определяющей необходимые ключевые моменты (не раскрывающие ноу-хау, но обосновывающие в первую очередь инновационную привлекательность инновационных предложений–заявок) и последовательность их изложения. Аннотация должна представлять логичный, связный текст, дающий возможность компетентным экспертам принять объективное решение о целесообразности продолжения работы с данным ИПЗ (включения в дайджест размещаемых на сайте материалов, «адресного» продвижения и т. п.). В интересах авторов аннотация должна быть по возможности максимально информативной, однако ее общий объем не должен превышать двух страниц печатного текста. Аннотация должна быть подписана авторами. Ниже подписей авторов должно быть выделено место для заключения входной экспертизы Центра и регистрационного номера ИПЗ (начинающегося с буквы «П»).

Соглашение между Центром и автором ИПЗ
Соглашение подготавливается автором ИПЗ одновременно с аннотацией в соответствии с прилагаемой к регламенту Формой 02; регистрационный номер вписывается при подписании Соглашения Центром.

Регистрационная карта
Регистрационная карта подготавливается Автором ИПЗ в соответствии с прилагаемой к регламенту Формой 03 (в данном случае Форма 03 может быть использована как бланк для заполнения).

Инновационный запрос
ИЗ составляется на одной-двух страницах в виде последовательного лаконичного изложения материала по пунктам Формы 04. Возможно более подробное и конкретное описание содержания, но без существенного увеличения общего объема текста. Информация должна быть достаточной для представления в дайджесте инновационных запросов на сайте Центра.
При переписке следует ссылаться на регистрационный номер ИЗ, начинающийся с буквы «З», присваиваемый в Центре и включающий условное обозначение тематики, порядковый номер и дату поступления ИЗ.

Примечания
1) В процессе накопления и анализа опыта взаимодействия с партнерами по эффективному продвижению и реализации инновационных проектов положения данного Регламента могут уточняться и корректироваться.
2) Формы 01 – 05 приведены на www.aincenter.ru

Комплект представляемых документов при подаче ИПЗ или ИЗ вполне достаточен. Полноценный бизнес–план разрабатывается автором, инвестором, потенциальным изготовителем инновационной продукции, другими субъектами инновационно–инвестиционного процесса совместно, на стадии подготовки и утверждения ИП. При необходимости можно запросить у авторов дополнительно технико–экономическое обоснование реализации разработки.

Успешное продвижение инновационных проектов зависит прежде всего от профессионализма специалистов Центра при отборе ими перспективных предложений. Принятые в работу ИП необходимо активно демонстрировать в инновационных салонах, на форумах, выставках, презентациях, других инновационных мероприятиях. Информация об инновационных проектах должна регулярно появляться в СМИ, специальных публикациях, на электронных носителях, обсуждаться на конгрессах, конференциях (в том числе, международных), Круглых столах, семинарах и т.п. Чем выше уровень подобных мероприятий, тем вероятнее успех начатого дела.

В этой связи нельзя не упомянуть о деятельности Экспертного Совета ГД ФС РФ. Совет ежемесячно проводит круглые столы с обсуждением предварительно отобранных перспективных разработок, посвященных актуальным научно – технологическим и социально – экономическим проблемам, с приглашением ведущих российских ученых и специалистов, готовит конкретные рекомендации и предложения для рассмотрения их руководством страны.

При продвижением ИП не следует пренебрегать "адресным" распространением информации (с рекомендациями по эффективному использованию разработанных технологий и продукции): в заинтересованные государственные структуры и ведомства, крупные научно–промышленные объединения, известные фирмы России и других стран, а также в адреса потенциальных инвесторов, фондов и т.п.

Проблемы масштабной рыночной реализации результатов выполнения инновационных проектов требуют, на взгляд автора, глубокой аналитической и методологической проработки. Эти вопросы предполагается рассмотреть в последующих статьях. Предметом обсуждения в дальнейших публикациях станут также концептуально–методологические основы создания, становления и эффективной деятельности специализированных научно–производственных компаний (НПК).

Автор заранее благодарит всех, кто захочет обменяться своими соображениями и опытом по активизации инновационной деятельности, ориентированной на эффективную модернизацию научно–технологической и производственной сферы малого и среднего предпринимательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над подготовкой данной статьи, автор пытался решить своеобразную "систему уравнений", описывающую условия эффективного взаимодействия инновационно–инвестиционных процессов и обеспечения требований устойчивого развития в контексте активной модернизации научно–технологической сферы экономики России.

Автор заранее благодарит всех, кто захочет обменяться своими соображениями, касающимися успешного решения обозначенных в статье проблем, относящихся также, не в последнюю очередь, к малому и среднему предпринимательству.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Медоуз Дон., Рандерс Йорг., Медоуз Ден. ПРЕДЕЛЫ РОСТА: 30 лет спустя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 358 с.
2. Аткиссон А. Как устойчивое развитие может изменить мир. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 455 с.
3. Материалы парламентских слушаний Государственной думы Федерального собрания РФ по проблемам устойчивого развития. — М.: Авиаль — новый проект, 2002.
4. Россия на пути к устойчивому развитию. — М.: МГИУ Правительства Москвы, Издательский Дом НП, 2003.
5. Прохоцкий Ю.М., Залиханов М.Ч. Инновационный процесс и устойчивое развитие. Аспекты и проблемы // Компетентность. – 2008. – № 7.
6. Инновационные технологии ХХI века для рационального природопользования, экологии и устойчивого развития. Материалы форума. — М.: Издательский дом «Ноосфера», 2004.
7. Израэль Ю.А. Эффективный путь сохранения климата на современном уровне — основная цель решения климатической проблемы // Метеорология и гидрология. — 2005. — № 10.
8. Залиханов М.Ч., Захаров В.М. К вопросу регулирования выбросов парниковых газов в атмосферу // Наука и технологии в промышленности. — 2006. — № 4.
9. Александрова Н.А., Сорокина Е.В., Филоненко И.К. Выставочный менеджмент. – М. : РИА "ПРОЭКСПО". – 2001.
10. Прохоцкий Ю.М., Гагарин Б.В., Лымарь А.М. Комплексные инновационно–выставочные мероприятия // Компетентность. – 2010. – № 4-5.
11. Ласло Э. Созидательные пути человеческой эволюции,
www.argest.spb.ru/programm/prjaslo01.html.
12. Пахомов С.В., Прохоцкий Ю.М., Гагарин Б.В., Лымарь А.М., Методы работы с заявками в условиях специализированного инновационного центра // Компетентность. – 2011. – № 2.
13. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Одобрены на совместном заседании Совета безопасности РФ, Президиума Госсовета РФ, Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям, утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года, ПР–576.
14. Наумов А.В. Государственная политика в сфере интеллектуальной собственности для целей инновационного развития России// Сб. "Инновационные ресурсы России и государств – участников СНГ" Второй выпуск. Под ред. А.М. Лымаря, Б.В. Гагарина, Ю.М. Прохоцкого. – М., 2006.
15. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью // Издательство "ДЕЛО". –М., 2003. 

Автор: Прохоцкий Юрий Михайлович, родился 20 декабря 1933 года. Место рождения: с. Витим, Ленского района, Якутской АССР (ныне — Республика Саха–Якутия).

1957 год — окончил химический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

1963 год — кандидат химических наук.

1968 год — старший научный сотрудник — доцент.

1991 год — доктор технических наук.

С 1999 года — член Президиума Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова, руководитель Научного отделения биологических, экологических и технологических проблем устойчивого развития (НО БЭТПУР), член Координационного Совета по инновационной деятельности при Президиуме РАН.

С 2008 года — один из организаторов, член и Учёный секретарь Совета при Подкомитете Государственной Думы ФС РФ по проблемам устойчивого развития Российской Федерации.

С 2009 года — член, Учёный секретарь Экспертного Совета (ЭС) при Заместителе Председателя ГД ФС РФ по актуальным научно-технологическим и социально-экономическим проблемам. член Президиума Академии инженерных наук им А.М. Прохорова, руководитель Научного отделения биологических, экологических и технологических проблем устойчивого развития, д.т.н (подробнее на сайте http://www.ainrf.ru/struct/prokhotsky.html)







Повышение квалификации. Основы интеллектуальной собственности