Эстония построила сеть заправок для электромобилей - но водители не спешат
«Построй его, и они придут» - это расхожая фраза из голливудского фильма вполне точно описывает будущее электромобилей. В фильме «Поле его мечты» этот совет принес удачу фермеру (персонаж Кевина Костнера), зазвавшему на свое разоренное кукурузное поле команду призраков великих бейсболистов. Но поможет ли сеть быстрых станций зарядки электромобилей убедить водителей отказаться от соблазнов двигателей внутреннего сгорания? Станут ли люди активнее покупать электромобили? Эстонии предстоит узнать ответы на эти вопросы – она стала первой в мире страной, полностью оснащенной электрозаправками, сообщает блог Txсhnologist.
«Да, Эстония – первая, создавшая общенациональную сеть. Конечно, страна мы совсем маленькая. Но тем не менее!», - рассказывает Ярмо Туиск (Yarmo Tuisk), руководитель национальной программы развития электромобилей (ELMO). И правда – население Эстонии составляет всего 1,3 миллиона, и большинство их живет в двух крупнейших городах.
Улицы и шоссе Эстонии покрыты сетью из 165 быстрых заправок CHAdeMO, работающих на постоянном токе и заряжающих литиевую батарею электрокара за полчаса (стоит это около трех долларов). При этом время зарядки сильно зависит от погоды: в случае холода оно увеличивается почти до часа, сообщил Туиск. При этом эстонским водителям требуется проехать максимум 37 километров до ближайшей заправки. Сеть рассчитана на 6000 электромобилей.
Но придут ли они?
Туиск убежден, что главное препятствие на пути новой технологии – страх водителей застрять на дороге где-то в глуши. Теперь, когда эта проблема решена, темпы продаж электромобилей должны вырасти. Правительство страны пытается ускорить процесс, выделяя частным лицам гранты на покупку 500 новых машин. Кроме того, в 2011 власти приобрели 500 Mitsubishi i-MiEVs для использования госструктурами.
Однако продажи растут очень медленно. На самом деле на дорогах присутствуют только государственные машины, принадлежащие органам соцзащиты. Хотя грант покрывает до 23000 долларов от стоимости электромобиля, лишь 100 человек подали заявку. Всего в стране зарегистрировано лишь 619 электрокаров.
Как говорит Туиск, это частично связано с тем, что эстонцы не могут найти подходящую модель. Больше всего в стране любят внедорожники, а производство электромобилей этого типа в мире идет очень плохо.
«Мы уже давно ждем новые модели электромобилей. Очень важно иметь самые разные модели, во всех ценовых сегментах. Без этого электромобили не добьются популярности». Возможно, ситуация изменится, когда Toyota представит новую модель RAV4, работающую только на электричестве.
Возможно, проблема совсем в другом. «По правде сказать, большинство эстонцев ездят на машинах примерно 1990 года выпуска. Наши зарплаты не позволяют покупать новые машины – по крайней мере, большинству. Поэтому мы берем подержанные. А это обычно старые автомобили, некоторые даже 1980-х годов», - рассказывает Аско Нёмм (Asko Nõmm), независимый разработчик веб-сайтов из Таллинна.
ELMO запустило другую программу – специально для тех, кто не может позволить себе новую машину, или пока не рискую перейти на электричество. Летом в Таллинне и Тарту (крупнейшие города) стартует программу временного использования машин – аналогично программе Zipcar в США. Люди просто будут находить машину на улице, и возьмут ее напрокат на несколько часов или дней. По мнению Туиска, это поможет людям освоиться с новым средством транспорта.
Однако даже тогда электромобили будут вынуждены жестко конкурировать с «древними» технологиями – не только с неэкономичными автомобилями, но и с самим правительством. Дело в том, что в Таллинне общественный транспорт – бесплатный.
«Его качество выше всяких похвал – по сравнению с теми же США. Так что единственное направление развития транспорта в нашей стране, по-моему – полностью бесплатный общественный транспорт», - утверждает Нёмм.
Артём Космарский nauka21vek.ru