Проект Алабяно-Балтийского тоннеля | Наука 21 век

Наука 21 век » Проект Алабяно-Балтийского тоннеля





Проект Алабяно-Балтийского тоннеля

Март 20th, 2013

Проект Алабяно-Балтийского тоннеляАлабяно-Балтийский тоннель – проект, не имеющий аналогов в России. Он проходит под двумя действующими тоннелями (Ленинградским и Волоколамским), а также под действующей Замоскворецкой линией метрополитена. В период разработки проекта тоннеля, который должен соединить улицы Алабяна и Большую Академическую, неоднократно проходили технические советы с привлечением серьезных специалистов. Строители искали варианты, которые позволили бы строить без нарушения графика движения поездов метрополитена. Руководство метрополитена поставило перед строителями очень сложную задачу: конструкции метро в ходе работ по созданию тоннеля не должны были подняться или опуститься более чем на 20мм. За соблюдением этого и других показателей ежеминутно следят специалисты Центра управления проходкой (ЦУП): при малейшем отклонении от нормы работы останавливаются. С этой задачей удалось справиться благодаря 140 датчикам, которые в режиме онлайн передают информацию в ЦУП. В режиме реального времени в ЦУП поступает информация о состоянии коммуникаций, грунта, ограждающих конструкций котлованов, конструкций метрополитена, фундаментов, стен зданий, уровне грунтовых вод.

Проект Алабяно-Балтийского тоннеля

Еще одной особенностью данного строительства является особая геология территории строительства – во время строительства была обнаружена водонасыщенная почва. Около полугода ушло на то, чтобы справиться с илистой почвой русла подземной реки Таракановки и упрятать ее в подземный коллектор. Добавьте к этому плавающие грунты, и задача по строительству тоннеля уже перестанет казаться столь простой.

Сложности при строительстве тоннеля добавляют и другие факторы: плотная жилая застройка, из-за которой пришлось переложить или заменить коммуникации. Так, при сооружении Алабяно-Балтийского тоннеля обновили 80 процентов коммуникаций. Для обеспечения безопасности жилых зданий, расположенных рядом с краями котлованов, сначала делалась замкнутая по контуру ограждающая конструкция, которая опускается вглубь котлована до уровня водоупора. Получается так называемая «кастрюля». Внутри нее осуществляется водопонижение, а затем возведение самой конструкции из отдельно стоящих буронабивных железобетонных свай, армированных стальной трубой. Это позволяет повысить их несущую способность примерно в два с половиной – три раза, а значит надежность самих ограждающих конструкций и безопасность производства работ. За отдельно стоящими буронабивными сваями устраиваются завесы из пересекающихся грунтоцементных свай.

Это не единственный вариант устройства ограждающих конструкций, но самый оптимальный в условиях работы в плывунах да еще при направленном водотоке. При наличии водотока качество устройства монолитных стен в грунте недостаточно высокое, поэтому используется в ограниченном объеме. 

Сложнее работать в плывунах закрытым способом – под тоннелями линии метрополитена. Никогда раньше тоннели не строили под линиями метро. 

Для решения такой нелегкой задачи было придумано следующее решение. Был создан один котлован до зоны проходки под метрополитеном с одной стороны Ленинградского проспекта, а второй – за зоной проходки. В нашем случае стартовый котлован № 1 расположен на улице Алабяна, стартовый котлован № 2 - на Балтийской. Из этих котлованов устраивается система из пересекающихся горизонтальных грунто-цементных свай диаметром 80-90 см с шагом примерно 50 см. Эта система была отработана на участке первого стартового котлована, а потом зашли на работы в зоне метрополитена, где создали укрепленный массив. Теперь там полускальная порода, в которой относительно безболезненно можно выполнять строительные работы. 

Проект Алабяно-Балтийского тоннеля

Алабяно-Балтийский тоннель в цифрах:
Основной тоннель по 3 полосам в обе стороны, общая длина -1935м.п., закрытая часть – 1565 метров. Максимальная глубина – 29 метров.

На строительстве объекта задействовано 7571 чел., 26 буровых установок, 25 экскаваторов, 10 автобетононасосов, 42 единицы средств малой механизации, 195 единиц техники различного назначения. 

Пропускная способность одного направления тоннеля – от 4.800 машин в час до 5.100 машин в час.

Автор статьиКанайкина Полина Викторовна, родилась 4 мая 1986 года, закончила Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Московский государственный университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

Контакты: infokhorda@gmail.com







Повышение квалификации. Основы интеллектуальной собственности