Не хотите ли приобрести робота из другой галактики?
«2250 год. На космодроме планеты Телвикос маленький робот Telenoid R1 ожидает отправки на Землю. Телвикос уже окутана тьмой, и Telenoid виден издалека благодаря своей светлой силиконовой коже. Его фигура и лицо – почти такие же, как у землян, хотя ростом он всего лишь с куклу. "Telenoid R1, подойдите к узлу Хронопортации"- раздается голос из динамиков космодрома. Робот издает краткий вздох и пакует свои ячейки долговременной памяти»
Вам понравится робот, если он будет героем такой научно-фантастической истории? Исследование, проведенное Ars Electronica Futurelab, показывает, что да. Более того, благодаря такого рода историям вам не просто захочется получить робота, но и вы будете воспринимать его более позитивно, сообщает IEEE Spectrum.
Эксперимент проходил следующим образом. В музее Ars Electronica (Австрия) Telenoid, робот удаленного присутствия, был представлен посетителям тремя способами: с помощью выдуманной истории, функционального описания – и вообще без всего. В обоих текстах содержалась одинаковая информация о внешности, функциях и задачах робота. Единственное различие – в жанровом оформлении информации.
Сравните два фрагмента. История: «В качестве робота-коммуникатора новой межзвездной эпохи, Telenoid призван помочь землянам поддерживать их человеческие отношения. Если два обитателя Земли захотят поговорить друг с другом или почувствовать друг друга, несмотря на разделяющее их расстояние – они могут находиться даже на разных континентах – тогда робот класса Telenoid вызывается с планеты Телвикос переносится в нужное время и место с помощью Хронопортации».
Обычный описательный текст: «Telenoid R1 – это робот-коммуникатор, который в ближайшие несколько лет может стать альтернативой мобильным телефонам или видеоконференциям. С помощью Telenoid люди будущего смогут поддерживать близкий контакт с друзьями и близкими, если они находятся далеко друг от друга, даже на другом континенте».
После прочтения истории интерес к роботу и уверенность в его полезности выросла в среднем на 30%.
«Нарративное убеждение» - термин из психологии массовых коммуникаций: с помощью рассказа или истории донести свою точку зрения до другого человека проще. Оказалось, что эта техника поможет также и роботам – люди будет легче включить их в свою повседневную жизнь.
Согласно ведущему автору исследования Мартине Мара (Martina Mara), истории помогут даже самым устрашающим (в том числе – устрашающе человекоподобным роботам) интегрироваться в общество людей – если их представить в качестве героев научно-фантастической литературы, например. Так ли бы нам нравились ВАЛЛ-И из диснеевского мультика или C-3PO из «Звездных войн», если бы мы не знали их историю?
Мара убеждена, что для подтверждения их выводов нужны дальнейшие исследования, с другими роботами в других обстоятельствах.
Артём Космарский nauka21vek.ru