Европейские инженеры готовятся запасать энергию на дне океана
«Представьте себе, что вы открываете люк в подводной лодке. Вода с огромной силой польется внутрь. Именно эту энергию мы и хотим использовать», - так немецкий инженер Райнер Шрамм (Rainer Schramm) описывает свою концепцию аккумулирования энергии под водой. Излишки электроэнергии тратятся на то, чтобы выкачать воду из цистерны на дне моря, а когда наступает дефицит, люки открываются, вода врывается внутрь и приводит в движение турбины. Чем глубже стоит цистерна, тем больше энергии вырабатывается.
ведьма Ольга
Шрамм работает в фирме Subhydro AS. Она базируется в Осло (Норвегия) – чтобы иметь лучший доступ к глубоководным морям – и претендует на звание «первой в мире компании, использующей патентованную технологию [запасания энергии на дне моря]». На самом деле описанный принцип работы идентичен представленному инженерами Массачусетского технологического института проекту полых бетонных сфер, которые запасают энергию от плавающих ветротурбин. Цистерны Subhydro также выступают дополнением к морской ветроэнергетике, но, в отличие от проекта МТИ, они также могут запасать излишки энергии из общей энергосистемы.
Эта идея – почти полный аналог известной технологии гидроаккумулирования энергии на ГЭС: накачки воды в высокорасположенные водоёмы, откуда она поступает на турбины электрогенераторов в часы пиковых нагрузок. Грубя говоря, инженеры хотят создать потенциальную энергию, которую можно будет использовать, например, во время трансляций чемпионата мира по футболу. По расчетам Шрамма, КПД системы составляет 80% - это примерно равно средним показателям гидроаккумулирования.
Для разработки технологии Subhydro AS сотрудничает с норвежским исследовательским институтом SINTEF. Проектируемая глубина составляет 400-800 метров. Одна установка, по заявлению Subhydro AS, сможет обеспечить 300 мегаватт электричества в течении 7-8 часов – при этом неясно, сколько для этого потребуется цистерн, и какого они будут размера.
Как и инженеры МТИ, Subhydro и SINTEF сделали выбор в пользу бетона. «Главное – найти оптимальное соотношение между прочностью и ценой. Если мы сможем создать бетон, который выдержит в пять раз больше нагрузки, чем обычный бетон, то толщину стен можно будет сократить на 75%. Это критически важный фактор. Затраты на установку и эксплуатацию должны быть такими, чтобы запасенная таким образом энергия по цене была ниже “обычного” электричества», - рассказывает Тор Арне Мартиус-Хаммер (Tor Arne Martius-Hammer), сотрудник SINTEF.
Проект МТИ также прошел патентование, так что сложно оценить, какой из двух проектов ближе к практической реализации.
По материалам Gizmag.
Артём Космарский nauka21vek.ru
Материалы по теме:
Запасать энергию солнца и ветра с помощью поездов, въезжающих по холму
Первая в мире гибридная электростанция, использующая энергию ветров и волн