Спутник ЕКА Proba-V показал возможности слежения за самолетами из космоса | Наука 21 век

Наука 21 век » Спутник ЕКА Proba-V показал возможности слежения за самолетами из космоса





Спутник ЕКА Proba-V показал возможности слежения за самолетами из космоса

Июнь 14th, 2013

Спутник ЕКА Proba-V показал возможности слежения за самолетами из космоса Когда, седьмого мая 2013 года, на орбиту вышел спутник Европейского космического агентства Proba-V, его главной задачей был ежедневный мониторинг роста растительного покрова по всей поверхности Земли (литера V в названии спутника как раз означает vegetation – растительность). Но может ли этот спутник также осуществлять постоянное слежение за движением самолетов? Оказалось, что может: Proba-V стал первым спутником, принимающим сигналы с воздушных судов из космоса, сообщает Gizmag.

Спутник ЕКА Proba-V показал возможности слежения за самолетами из космоса На смену радарам – главным инструментам отслеживания местоположения самолетов – приходит автоматическое зависимое наблюдение-вещание (АЗН-В). Эта технология дает бОльшую точность благодаря тому, что работает с данными GPS – благодаря чему в перегруженном воздушном пространстве можно будет разместить больше самолетов.

И, поскольку АЗН-В является технологией вещания, его сигналы могут получать не только авиадиспетчеры, но другие самолеты в воздухе. А Proba-V может получать их в космосе – и благодаря этому следить за самолетами, пролетающими над океанами и другими пустынными районами. Ведь станции АЗН-В, хотя и дешевле в установке, чем радары, всё же не могут быть установлены по всем пустыням и лесам Земли, не говоря уж об океанах, где их физически невозможно поставить. Мониторинг из космоса решит все эти проблемы.

Хотя сигналы АЗН-В относительно слабы, экспериментальный приёмник на борту Proba-V за два часа зафиксировал более 12,000 сигналов, находясь на высоте 820 километров. Германский центр авиации и космонавтики, курирующий данный эксперимент, выясняет, какие именно воздушные суда «засекаются» спутником (мощность выделяемого самолету сигнала зависит от его размера).

«Слежение из космоса по системе АЗН-В может существенно увеличить безопасность полетов. Спутники смогут искать самолеты в воздушном пространстве, не прослеживаемом с Земли. Самолеты смогут летать на меньшем расстоянии друг от друга, что позволит более эффективно организовать маршруты и сократить потребление топлива и выбросы СО2», - заявил Тони Деловски (Toni Delovski), сотрудник ГЦАК. 

Артём Космарский nauka21vek.ru