Новая модель ассиметричного ледокола | Наука 21 век

Наука 21 век » Новая модель ассиметричного ледокола





Новая модель ассиметричного ледокола

Август 5th, 2013

Новая модель ледокола ломает лёд с двух сторонНовое поколение ледокольного судна, которое может очищать широкие участки ото льда, будет стимулировать развитие глобальных морских путей в Арктике. Лязг молотов, работающие машины, треск сварочных горелок – звуки, раздающееся в, казалось бы, бесконечном цеху судостроительного заводаArctech в Хельсинки, Финляндия. Начиная с июня, около 200 рабочих собирали каркас «Балтики», первого из нового поколения ледокольного корабля с ассиметричным корпусом, предназначенного для разрезания широкого пласта из арктического льда. По завершении строительства, в начале следующего года, «Балтика» будет введена в эксплуатацию под флагом России, расчищая путь для больших судов, направляющихся в Финский залив.

Новая модель ледокола ломает лёд с двух сторон

«Балтика» будет в головном отряде глобального стремления в Арктику, сообщает New Scientist. Истончающийся лёд в водах северного побережья России становится всё привлекательнее, так как этот путь является самым коротким из Европы в Азию, по сравнению с привычным – через Суэцкий канал. В 2012 году 46 судов получили от Администрации Северного морского пути России разрешение на прохождение. В этом году их число уже более 250.

В настоящее время, лёд является самым большим препятствием для развития маршрута, а также затрудняет работу замерзающих портов Финляндии и России. Ледоколы могут сопровождать судна, но они, как правило, в состоянии расчистить дорогу около 25 метров в ширину - этого мало для более широких контейнеровозов. Если брать в сопровождение два ледокола, то путь, конечно, станет шире, но уже за двойную плату.

«Балтика» составляет 76 метров в длину и 20 метров в ширину, и, благодаря своему уникальному ассиметричному корпусу, будет прорезать лёд. Судно будет перемещаться благодаря трём двигателям в его нижней части, каждый из которых может вращаться на 360 градусов. Эти три азимутных подруливающих устройства позволят судну поворачиваться кругом, разрезая лёд под углом в 30 градусов. В это же время, топливо и льяльные воды циркулируют внутри корпуса, чтобы переносить центр тяжести для оптимального процесса ломания льда. Идея состоит в том, чтобы корабль мог продвигаться сквозь лёд толщиной 60 см, в то же время, прорезая путь шириной в 50 м – чтобы могли проплыть габаритные контейнерные судна.

Однако асимметричный корпус имеет существенный недостаток. Моделирование показывает, что судно будет качаться и крениться нерегулярно в море, и морякам придётся научиться ходить под парусами, чтобы компенсировать качку.

«Есть много различных режимов работы корабля, к которым придётся обращаться, чтобы научиться, как использовать энергию от каждого из трёх двигателей, говорит Мика Уилберг (Mika Willberg), менеджер проекта Arctech. Но, в конце концов, после обучения на симуляторе, вы в конечном итоге сможете управлять этим судном с помощью джойстика системы».

Как ожидается, «Балтика» пока останется в Финском заливе, но последующие судна этого поколения могут помочь открыть Северный морской путь для всемирного судоходства. Это включает освоение нефтегазовых ресурсов Арктике, что крайне интересует Россию.

На случай ЧП «Балтика» будет также оснащена техническими средствами для очистки разливов нефти. Судно сможет похвастаться усовершенствованной системой по очистке нефти, которая будет функционировать даже при сильных волнениях на море. «Опять же, это стало возможным благодаря тому, что корабль движется в боковом направлении, против разлива, и засасывает нефть во внутренний бак, объёмом в 900 кубических метров, который может отделить нефть от воды», говорит Уиллберг.

На судостроительном заводе, «Балтика» пока что только конструкция из сырой стали. Огромные детали для корпуса, сделанные в Калининграде в скором времени будут встроены в судно. Если всё пойдёт по плану, «Балтика» будет готова выйти в море к ноябрю и начнёт колоть лёд в Арктике до весенней оттепели в следующем году.

Анастасия Полянская nauka21vek.ru