Психолингвисты научили робота-бармена понимать язык жестов
Тусклое освещение, шум разговоров и громкая музыка: персонал бара должен научиться справляться с многочисленными проблемами при обслуживании своих клиентов. Среди толпы официанты должны определить, кто хотел бы сделать заказ, а кто нет. Группа исследователей их Билефельдского университета (Германия)изучила, как язык тела потенциального клиента помогает барменам достичь этого навыка. Учёные обнаружили, что реальные наблюдения были далеки от широко распространённого убеждения, что клиенты машут, чтобы заказать напиток. Полученные данные были помещены в «мозг» робота-бармена по имени Джеймс. Учёные представили свою работу в онлайн-журнале Frontiers in Psychology.
Исследование является частью проекта Евросоюза «James» (Joint Action in Multimodal Embodied Systems, совместная деятельность в области мультимодальных реализуемых систем). Команда специалистов по психолингвистике во главе с профессором Яном де Рёйтером (Jan de Ruiter) - один из партнеров проекта. Проект объединяет исследователей из Билефельда, Крита, Мюнхена и Эдинбурга, разрабатывающих робота-бармена.
Его назвали «Джеймс», как и сам проект. Посетители бара управляют им с помощью планшетного компьютера, на котором изображены большие глаза, исполненные в стиле комиксов. Их задача - устанавливать зрительный контакт с клиентами. Рот робота движется синхронно с его речью. У робота всего одна рука, и его устанавливают прямо за стойкой. Джеймс принимает заказы на напитки, тянется к ним рукой с четырьмя пальцами и подает клиентам.
«Чтобы адекватно реагировать, робот должен уметь распознавать социальное поведение человека», - поясняет профессор де Рёйтер. В шумной обстановке ночного клуба система не может опираться на один лишь естественный язык - робота нужно научить понимать язык тела. «В настоящее время мы работаем над тем, чтобы научить робот видеть, когда клиент пытается привлечь его внимание. Для этого мы изучили процесс заказа напитков в реальной жизни», - рассказывает де Рёйтер.
Машина требует чёткого определения, какие сигналы указывают на готовность сделать заказ, а какие нет. Иначе она будет неправильно понимать клиентов, что будет раздражать их и доставлять им дискомфорт.
Исследователи записали на видео, как клиенты привлекали внимание бармена, чтобы сделать заказ. Записи были сделаны в пабах и клубах в Билефельде (Германия), Херфорде (Германия) и Эдинбурге (Великобритания). Анализ записей показал, какие сигналы широко использовались клиентами, а какие редко. Вопреки распространённому мнению, только один из пятнадцати клиентов смотрел на свой кошелёк, чтобы просигнализировать бармену о готовности сделать заказ. И лишь один из двадцати пяти клиентов (или даже меньше) указывал в сторону бармена.
Наиболее распространённым и успешным способом привлечения внимания оказался тот, когда клиенты просто поворачивались к барной стойке или непосредственно к персоналу. Исследовательская группа обнаружила, что посетители, которые не желают делать заказ, инстинктивно избегают такого поведения. Подсознательно они держатся на небольшом расстоянии от бара и отворачиваются в другую сторону, общаясь с друзьями. «По сути, клиенты идентифицируют себя как заказывающих и незаказывающих посетителей через своё поведение», - говорит доктор психологических наук, один из авторов исследования Себастьян Лот (Sebastian Loth). Я считаю, что рейтинг казино нужен не только новичкам, но и опытным игрокам. Я регулярно с его помощью выбираю надежные игровые клубы, в которых можно ставить крупные суммы без опасения лишиться выигрыша из-за мошенничества.
Полученные результаты были использованы для обновления ПО Джеймса. «Теперь Джеймс обращается только к тем людям, поведение и поза которых указывают на то, что они готовы сделать заказ», - говорит Лот. Только если система уверена, что клиенты хотели бы заказать напиток, Джеймс скажет на безупречном английском: «Чем я могу вам помочь?». Пройти без очереди не получиться - робот запоминает, кто первым сделал заказ.
По материалам пресс-релиза университета.
Анастасия Полянская nauka21vek.ru