На заводе BMW роботы впервые стали работать бок о бок с людьми | Наука 21 век

Наука 21 век » На заводе BMW роботы впервые стали работать бок о бок с людьми





На заводе BMW роботы впервые стали работать бок о бок с людьми

Сентябрь 18th, 2013

На заводе BMW роботы впервые стали работать бок о бок с людьмиКомпания BMW сделала шаг навстречу трансформации той роли, которую роботы играют в промышленности: на ее заводе в Спартанберге (штат Южная Каролина) несколько роботов работают бок о бок с людьми. Возникает новое поколение более безопасных и дружественных к пользователю роботов, работающих вместе с людьми. Есть мнение, что эта тенденция усиливает безработицу, но сторонники нового направления утверждает, что оно, напротив, облегчит труд рабочих и поднимет его производительность: ведь роботы возьмут на себя самые неприятные и тяжелые задачи.

На заводе BMW роботы впервые стали работать бок о бок с людьмиРоботы давно стали частью автопрома. Первый промышленный робот – массивный манипулятор весом в 1815 кг – присоединял литые детали к дверям машин на заводе «Дженерал Моторс» еще в 1961 году. Такие роботы отличаются мощностью и высокой точностью, но людям никогда не было безопасно работать рядом с ними. Поэтому конечная сборка в мировой промышленности делается в основном вручную.

Но роботы на заводе BMW преодолели этот барьер и помогают рабочим собирать двери. Устройства датской фирмы Universal Robots работают с герметизирующей пастой для дверей, которая защищает машину от шума и воды, и кладется до установки дверной рамы. «Это довольно-таки тяжелая работа, прокатывать клей по всей двери. Если делать ее несколько раз в день, то устаешь так, словно сыграл в уимблдонском турнире», - рассказывает Штефан Бартшер (Stefan Bartscher), руководитель отдела инноваций BMW.

По словам Бартшера, роботы на конечной сборке не заменят работников-людей – они продлят их трудовую жизнь. «Наши рабочие стареют. Пенсионный возраст в Германии только что повысили с 65 до 67 лет, и я почти уверен, что уйду в отставку, когда мне будет 72 или что-то в этом роде. Нам нужно как-то сбалансировать этот процесс, сохранить здоровье наших работников и продлить их пребывание на рабочем месте. Мы хотим, чтобы роботы поддерживали людей».

В последние годы производители роботов осознали, что с правильным программным обеспечением и аппаратурой безопасности их создания смогут работать рядом с людьми. В результате появляется всё больше промышленных роботов новой «породы».

Один из наиболее известных образцов – Baxter фирмы Rethink Robotics (из Бостона; основана пионером робототехники Родни Бруксом). У Baxter’а есть туловище, голова и две руки, около него безопасно работать, и его легко научить новым задачам – достаточно провести их один раз его руками. Пока Baxter’ы работают в основном на небольших заводах США, где помогают упаковывать товары, двигающиеся по конвейеру. Инициатива BMW – это серьезное вторжение в более «серьезное» производство.

Сейчас корпорация испытывает еще более сложных роботов для конечной сборки – мобильных и способных активно взаимодействовать с коллегами-людьми. Такие роботы могут появиться на фабриках через год-два. Они, например, смогут быстро передать гаечный ключ. Новых роботов BMW разрабатывает вместе с Джули Шах (Julie Shah), профессором факультета аэронавтики и астронавтики Массачусетского технологического института. «Роботу понадобится часто маневрировать между людьми, на близком расстоянии. Или ходить за рабочим, который стоит на движущейся линии сборки», - рассказывает Шах.

Группа Шах уже испытывает таких роботов на симуляторе конвейерной ленты в МТИ. Когда управляющее ими ПО достаточно «обкатают» в лаборатории BMW, робота выпустят на реальный завод. «Это фантастически сложная задача – навигация и управление [таким роботом], и ее пока никто не решил», - добавила Шах.

По материалам MIT Technology Review.

Артём Космарский nauka21vek.ru