Раскрыт секрет вязкости бетона (и других текучих масс) | Наука 21 век

Наука 21 век » Раскрыт секрет вязкости бетона (и других текучих масс)





Раскрыт секрет вязкости бетона (и других текучих масс)

Октябрь 2nd, 2013

Раскрыт секрет вязкости бетона (и других текучих масс) Ученые раскрыли работающий на микроуровне механизм, приводящий к деформации сдвига – увеличению вязкости плотных суспензий по мере нарастания скорости их перетекания. Это открытие имеет непосредственное практическое значение для цементной промышленности.

Раскрыт секрет вязкости бетона (и других текучих масс) Во многих отраслях промышленности суспензии необходимо перекачивать по трубам и обрабатывать. Нередко – и именно так происходит в цементной промышленности – для получения требуемых свойств материала необходимо максимально сократить влагосодержание суспензии. Но если заставить течь суспензии повышенной плотности, их вязкость нарастает – т.н. непрерывная деформация сдвига. Это означает, что затраты энергии на быструю транспортировку цемента по трубам растут быстрее, чем в случае простых жидкостей (вроде воды). Поэтому расходы при перекачке бетона на большие расстояния (при строительстве небоскребов, например) недопустимо высоки.

Более того, при определенных условиях вязкость текучей массы (вещества в полужидком состоянии) нарастает (при заданной скорости) до бесконечности – это явление называют дискретной деформацией сдвига. Оно приводит к серьезным авариям. Чтобы решить эти проблемы, фирма Lafarge, гигант французской цементной промышленности, обратилась за помощью к ученым Лаборатории науки и технологии поверхностей факультета материаловедения Швейцарской высшей технической школы в Цюрихе. Лабораторию возглавляет профессор Николас Спенсер (Nicholas Spencer).

Объединив данные лабораторных экспериментов и цифрового моделирования, ученые дошли до истоков деформации сдвига в плотной массе. Оказывается, текучесть такого рода плотных систем определяется контактами между текущими частицами. Иными словами, реология (текучесть) массы тесно связана с ее трибологическими (фрикционными) свойствами.

Начальный момент нарастания вязкости связан с переходом от одного типа смазки частиц к другому. На низкой скорости контакты между частицами суспензии смазываются жидкостной пленкой (так называемый гидродинамический режим). Когда частицы начинают течь быстрее, эта плёнка разрушается и поверхности крупинок начинают непосредственно контактировать друг с другом. Трение между ними теперь такое же, как и между сухими крупинками (этот режим называется граничной смазкой).

Именно переход между различными режимами смазки является причиной деформации сдвига. При высокой относительной сплошности и коэффициенте трения течение массы во втором режиме может вовсе стать невозможным – при разрушении жидкостной пленки вязкость возрастает до бесконечности (происходит дискретная деформация сдвига).

Но, как показали эксперименты, коэффициент трения между частицами легко контролируется полимерными добавками. Полимеры связываются с поверхностью частиц и покрывают их «густой щеткой», снижающей этот коэффициент. Комбинированные реологические и трибологические испытания подтвердили, что полимеры позволяют массе течь при более высокой относительной сплошности – при этом дискретная деформация сдвига не возникает. Теперь к зёрнам цемента можно будет добавить полимеры в небольших количествах – и с подвижностью бетонной смеси при высокой скорости проблем не будет.

Данные исследования представлены в журнале Physical Review Letters.

По материалам пресс-релиза ВТШ.

Артём Космарский nauka21vek.ru