Гибрид дирижабля, самолета и вертолета - для полетов в экстремальные зоны | Наука 21 век

Наука 21 век » Гибрид дирижабля, самолета и вертолета - для полетов в экстремальные зоны





Гибрид дирижабля, самолета и вертолета - для полетов в экстремальные зоны

Ноябрь 14th, 2013

Гибрид дирижабля, самолета и вертолета - для полетов в экстремальные зоныЧто получится, если скрестить самолет, дирижабль, вертолет и аппарат на воздушной подушке? Получится пузатый самолет, наполненный гелием, способный взлетать и приземляться на самые короткие взлетно-посадочные полосы. Такая конструкция позволитему доставлять грузы в зоны чрезвычайных ситуаций, где дороги и ВПП разрушены. 
Гибрид дирижабля, самолета и вертолета - для полетов в экстремальные зоныЭто странное воздушное судно в настоящий момент испытывается в рамках проекта ЕС ESTOLAS (Extremely Short Take Off and Landing On any Surface, Сверхбыстрый Взлет и Посадка на Любой Поверхности).

Исследовательская группа во главе с Александром Гамалеевым из Рижского технического университета и Димитрисом Дрикакисом (Dimitris Drikakis) из Крэнфильдского университета (Великобритания) разрабатывает самолет с пропеллерами, изготовленный из сверхлегкого углеродного волокна. Но вместо привычных для нас тонких и вытянутых очертаний фюзеляжа аппарат поражает раздутой центральной полостью, которую можно наполнить гелием.

Кроме того, весь корпус самолета имеет крыловидную форму, для создания дополнительной тяги во время движения. Поэтому он может взлетать и приземляться на меньшей скорости, чем обычный самолет того же размера - и использовать более короткие ВПП. Наконец, в полости можно разместить не только гелий, но и грузы.

На днище самолета установлен плоский винт, вращение которого поднимает или опускает аппарат. Его даже можно превратить в судно на воздушной подушке, закрыв спутную струю воздушного винта специальным кожухом.

"Гелий создаст "эффект дирижабля", для ускоренного взлета и посадки. Грузоподъемность у нашего аппарата выше, чем у вертолета. А возможность превращения в судно на воздушной подушке увеличивает его шансы приземляться на поверхности любого типа, даже на воде и на снегу", - рассказывает Гамалеев. Это идеальный вариант для доставки грузов на удаленные поселки и базы - которых наверняка станет больше после начала освоения нефтяных ресурсов Арктики.

Нельзя сказать, что разработчики проекта идут непроторенным путем. Они приняли эстафету у рижских инженеров, начавшим создавать такой аппарат еще в советское время. В 1995 году группе под началом Александра Филимонова удалось поднять в воздух опытный экземпляр, но он оказался в высшей степени нестабильным. "Он был неустойчив в полете и взлетал невысоко - и желающих финансировать продолжение работ не нашлось", - рассказывает Гамалеев.

Теперь авторы проекта ESTOLAS надеются, что мощные навигационные компьютеры решать проблему нестабильности аппарата. "Потребуется еще много усилий. Но мы уже проводим испытания в аэродинамической трубе, а скоро протестируем радиоуправляемые модели", - говорит Гамалеев.

Билл Брукс (Bill Brooks), специалист по легким летательным аппаратам из Королевского общества аэронавтики (Лондон), заявил, что труднее всего будет преодолеть сопротивление воздуха, которое создает наполненное гелием "пузо". "Зато аппарат сможет маневрировать в узких пространствах, тратит мало топлива и создает меньше шума, чем вертолет".

Гай Грэттон (Guy Gratton), специалист КОА по полетопригодности, уверен, что идея ESTOLAS сработает. "Все компоненты устройства продуманы и уже работают в разных воздушных судах. Вопрос в том, насколько он будет экономически выгоден".

По материалам New Scientist.

Артём Космарский nauka21vek.ru