ROBOINSPECT: робот для осмотра туннелей
Если вы на самом деле боитесь попасть под завал или обрушение стен туннеля, то спешим вас успокоить: стены туннелей (в метро и в горах) регулярно осматриваются на предмет структурных нарушений (трещин и т.д.). Обычно такие осмотры делаются невооруженным взглядом, и требуют закрытия туннеля на время инспекции. Чтобы оптимизировать этот процесс, финансируемая Европейским союзом программа ROBOINSPECT создает робототехническую систему осмотра туннелей - более оперативную и внимательную.
"Сердце" системы - полуавтономный робот: беспилотный подвижный аппарат с установленным на нем краном. Кран "венчает" рука-манипулятор с множеством датчиков. Всё устройство будет перемещаться по туннелю, осуществляя за один раз полный осмотр. Наряду с трещинами, система обучена замечать пятна ржавчины и другой коррозии, а также обнажение армирующего материала.
Двигаясь со скоростью 1 метр в секунду, робот применит свою систему машинного зрения для быстрого получения "грубых" двухмерных изображений каждого сантиметра стенок туннеля. Если на этих снимках появятся очертания трещин, соответствующие определенным минимальным критериям, робот остановится и снимет более четкие трехмерные изображения. Для точного определения ширины и глубины трещин робот применит ультразвук и лазеры.
"Живые" операторы смогут давать на расстояние некоторые базовые команды ("вперед", "стоп"), хотя робот сможет учиться на собственном опыте, а также по онлайн-базе данных, составленной инспекторами-людьми. Благодаря этим знанием робот сможет адекватно сигнализировать оператору в случае серьезного разрушения или другой проблемной находки.
Разработчики надеются, что в итоге трехлетнего проекта получится робот, благодаря которому повысится безопасность туннелей (как для транспортных средств, так и для инспекторов), закрывать туннели придется на более короткое время. Наконец, за счет роботизации инспекций будут сэкономлены средства (можно будет сократить штаты инспекторов).
Опытный прототип обещают подготовить к 2014 году. Испытания он будет проходить в лондонском метро, трех подземных участках шоссе Эгнатия (Греция) и нескольких швейцарских туннелях.
По материалам Gizmag.
Артём Космарский nauka21vek.ru