Как исполнители классической музыки координируют ритм своей игры? | Наука 21 век

Наука 21 век » Как исполнители классической музыки координируют ритм своей игры?





Как исполнители классической музыки координируют ритм своей игры?

Январь 30th, 2014

Как исполнители классической музыки координируют ритм своей игры?Группа европейских ученых выяснила, что музыканты, члены струнного квартета, выдерживают ритм двумя принципиально различными способами. Первый - более авторитарный: все настраиваются на ритм, который задает "ведущий". Второй, "демократический", предполагает, что все музыканты постоянно корректируют собственный ритм, ориентируясь на соседей.

Как исполнители классической музыки координируют ритм своей игры?Когда вы смотрите или слушаете, как играет струнный квартет, кажется, будто у каждого музыканта есть свой внутренний метроном: они выдерживают единый ритм естественно, никогда не догоняя других и не останавливая исполнение. Но на самом деле это не так: большинство музыкантов вынуждено всё время "выравнивать", корректировать свою игру.

В различных жанрах музыки контроль над ритмом осуществляется по-разному: рок- и поп-музыканты ориентируются на ударника (обычно это барабанщик). Четкий ритм в оркестрах поддерживает дирижер и его палочка. У струнных квартетов такого "ведущего" нет, так как же поступают музыканты?

Ученые обратились за помощью к двум профессиональным квартетам. На каждом инструменте был закреплен специальный микрофон, записывающий только его звуки. Все записи были отправлены на компьютер, который "собрал" музыку воедино, одновременно проследив за индивидуальным ритмом каждого инструмента и сравнив его с другими.

Результаты оказались поразительно четкими. В одном квартете три музыканта меняли темп, настраиваясь на четвертую исполнительницу (та никогда не корректировала свой ритм). Таким образом, в этом коллективе был свой "ритмоводитель", подобный барабанщику в рок-группе. В другом же квартете лидера не было - каждый из четырех исполнителей настраивался на игру всех своих соседей. Все музыканты были уверены, что никак специально не меняют темп игры. Информация об "авторитарном" и "демократическом" решениях вопроса координации стала для них полнейшим сюрпризом.

Пока не ясно, какой подход дает музыку лучшего качества. Чтобы выяснить это, исследователи собираются записать концерты разных квартетов и попросить слушателей оценить их игру.

Исследование представлено в журнале Journal of the Royal Society Interface.

По материалам Phys.org.

Артём Космарский nauka21vek.ru