Музыку и язык обрабатывают одинаковые области мозга | Наука 21 век

Наука 21 век » Музыку и язык обрабатывают одинаковые области мозга





Музыку и язык обрабатывают одинаковые области мозга

Февраль 25th, 2014

Музыку и язык обрабатывают одинаковые области мозга

Во время спонтанной игры или импровизации мозг джазового музыканта проявил активность в тех областях мозга, которые обычно связаны с языком и синтаксисом, и которые помогают нам понимать строение фраз и предложений. Согласно новому исследованию, проведенному учеными из Университета Джонса Хопкинса (США),эта мозговая активность также останавливает работу областей, связанных с семантикой и обрабатывающих значение (смысл) средств разговорного языка. 

Исследователи использовали функциональную магнитно-резонансную томографию (МРТ), чтобы собрать данные активности мозга джазовых музыкантов, когда они «обмениваются тактами» (спонтанный обмен музыкальными соло между несколькими музыкантами). Исполнители отвечают на импровизированное соло своих партнеров, что очень напоминает диалог между ними.

Музыку и язык обрабатывают одинаковые области мозга

Основываясь на результатах исследования, Чарльз Лаймб (Charles Limb), адъюнкт-профессор на факультете отоларингологии и хирургии головы и шеи в медицинской школе при Университете Джонса Хопкинса, предполагает, что области мозга, которые анализируют синтаксис, не ограничиваются разговорным языком. Он говорит, что мозг использует синтаксические области для обработки коммуникации, которая не ограничивается только языковыми средствами. 

«До сих пор исследования того, как мозг обрабатывает звуковой обмен информацией между двумя индивидами, проводились только в контексте языка, - говорит Лаймб, ведущий автор отчета, опубликованного в журнале PLOS ONE. – Однако джазовая музыка помогла нам исследовать неврологическую основу интерактивного музыкального обмена информации, который происходит без языковых средств». 

«Мы показали в данном исследовании, что существует фундаментальная разница между тем, как обрабатывается смысл музыки и языка. Характерно, что такой тип музыкальной коммуникации обрабатывается синтаксически, а не семантически. Обычные понятия семантики могут не применяться мозгом для обработки музыки», - добавляет Лаймб. 

Лаймб привлек к участию в исследовании 11 мужчин в возрасте 25-56 лет, которые были высококлассными профессионалами в игре джазовых исполнений на пианино. В ходе «обмена тактами» один музыкант прижимался спиной к аппарату МРТ, а синтезатор был на его коленях. Он мог видеть зеркальное отражение, не двигая головой, так как несколько зеркал установлены внутри аппарата. 

Музыкальная импровизация активизирует нижнюю лобную извилину и верхнезаднюю височную извилину, которые связаны с синтаксической обработкой языка. И наоборот, импровизация деактивировала угловую извилину и надкраевую извилину, которые участвуют в семантической обработке.

«Когда, кажется, что два джазовых музыканта углубились в размышления во время обмена соло, они не просто дожидаются своей очереди сыграть, - говорит Лаймб. – Вместо этого, они используют синтаксические области мозга для обработки того, что они слышат, и поэтому они могут ответить, сыграв новую серию нот, которая до этого не была никогда ими сыграна или написана заранее».

По материалам Nature World News.

Анастасия Полянская nauka21vek.ru