Сегодня нет смысла пытаться самостоятельно наверстать упущенное | Наука 21 век

Наука 21 век » Сегодня нет смысла пытаться самостоятельно наверстать упущенное





Сегодня нет смысла пытаться самостоятельно наверстать упущенное

Апрель 9th, 2010

замминистра обороны Владимир ПоповкинКак пишут Известия, Минобороны откажется от массовых закупок бронетехники советской разработки в пользу импортных машин, продолжит покупать иностранные беспилотные аппараты, а также с высокой долей вероятности приобретет французский десантный вертолетоносец "Мистраль". Об этом  в среду заявил замминистра обороны Владимир Поповкин. По его словам, Генштаб провел специальный анализ возможных военных угроз для обоснования последовательности и целесообразности закупки вооружений, которые не может поставить российский ВПК.

замминистра обороны Владимир Поповкин"Первыми ласточками" этого процесса стали покупки французских тепловизоров Thales Catherine-FC и Sagem Matiz для российской бронетехники, а также израильских беспилотных летательных аппаратов компании IAI. Теперь военные всерьез обсуждают покупку французского интегрированного комплекса "солдата будущего" FELIN (электронная экипировка с интегрированными системами навигации, связи и так далее) и даже южноафриканских колесных бронированных машин типа MRAP с усиленной противоминной и противофугасной защитой, а также новых немецких подводных лодок проекта 212 (или созданных концерном Siemens воздухонезависимых энергетических установок к ним).

- Это вынужденная мера, необходимость быстро закрыть возникшие дыры, - честно признал Поповкин. - С тем же "Мистралем" мы консультировались с нашей Объединенной судостроительной корпорацией. Промышленность сама признала, что в заданные сроки и за имеющиеся для этих целей деньги не способна построить нам подобные корабли.

Нашелся ответ у замминистра и для тех скептиков, кто считал бессмысленной саму идею покупки таких кораблей. Во Франции, имеющей заморские колонии, они выполняют экспедиционные функции. Могут за раз перевезти механизированный (или танковый) полк со средствами усиления: 60 легких боевых бронированных машин либо 13 танков "Леклерк". Кроме того, он сможет доставить в любую точку мира 450 морских пехотинцев. При этом его главное тактическое преимущество - возможность высадить десант на любое необорудованное побережье, не подходя к нему. Для этого на его борту могут быть размещены 20 транспортных или ударных вертолетов, а в трюм-доке "спрятаны" четыре корабля на воздушной подушке.

- Вы, наверное, забыли, что у нас на Дальнем Востоке есть нерешенный, с точки зрения Японии, вопрос с островами, при том что с нашей точки зрения все решено, - заявил замминистра, объясняя необходимость приобретения "Мистраля". - Вы, наверное, забыли, что у нас есть Калининградский особый район как анклав, с которым нет прямой связи. Как туда доставлять войска? Корабль типа "Мистраль" позволит значительно сэкономить средства и людские ресурсы, так как без него пришлось бы разворачивать, например, на Сахалине и северных островах группировки, держать там тысячи солдат и офицеров с вооружением.

Не менее категоричным было заявление и о купленных израильских беспилотных летательных аппаратах: "Мы потратили на разработку собственного беспилотника пять млрд рублей, не добившись никакого результата", - сообщил Поповкин.

- В прошлом году собрали у кого что было в стране по этой тематике, - рассказал замминистра. - Но программу испытаний не выдержал ни один беспилотник. Поэтому мы просто вынуждены были купить их у Израиля.

Свои претензии к отечественной технике и вооружениям военные долгое время предпочитали не выносить на публику. Первым решился нарушить молчание главком ВВС Александр Зелин, который осенью прошлого года громко заявил, что российские беспилотники никуда не годятся и ВВС закупать их не будут.

Точно такие же проблемы стоят перед военными и в других областях. Например, армию не устраивает качество наших БТРов. "Это гробы", - утверждает Поповкин. Почему солдаты предпочитают передвигаться на них, сидя на "броне", а не внутри машины? Одно попадание и все, кто в ней находился, могут погибнуть (во всем мире уже давно используют более прочную многослойную композитную броню). Поэтому, скорее всего, наши военные купят итальянские машины IVECO. Оказывается, и наше снайперское вооружение совсем не то, что надо. И покупать будут британские винтовки L96.

Аргумент, что наше дешевле, по словам Поповкина, не актуален.

- Вы знаете, что "Уралвагонзавод" - производитель танков Т-90 - способен клепать их 1,5 тысячи в год. А у нас весь парк боевых машин 3 тысячи, - говорит он. - Нам надо в год не более 200 машин для его обновления. В итоге в цену танка включаются расходы на содержание всей этой инфраструктуры. В Ижевске стоит новый станок по расточке стволов. Его поставили в цех с четыре футбольных поля. Его отапливать надо, охранять. Понятно, что все это будет включено в его стоимость. Так что дешевле купить винтовку в Англии.

Безусловно, есть целые огромные сферы оборонной промышленности, к которым у Минобороны нет никаких претензий по соотношению "цена-качество" - например, авиация, средства ПВО, космическая техника. Что же касается тех отраслей, где проблемы есть, то Поповкин уверен: покупая импортное, армия не только не навредит собственной промышленности, но и сможет ее простимулировать. Например, в случае с тем же "Мистралем" российская сторона настаивает, что во Франции будет построен только один корабль. Еще три будут строить на отечественных верфях. Кроме того, покупка таких кораблей наконец-таки двинет в серию наши ударные вертолеты Ка-52 - они должны будут базироваться на французских кораблях.

- Каждым таким контрактом мы ставим задачу получения технологии производства чего-то, - говорит Поповкин. - Так сложилось, что за 15 прошлых лет мы ничего не дали и на целое поколение отстали от всего мира. Сегодня нет смысла пытаться самостоятельно наверстать упущенное. Можно сделать шаг вперед, просто перепрыгнув через поколение и получив лучшее.

по информации izvestia.ru