Автомобили без водителей завершили межконтинентальный пробег | Наука 21 век

Наука 21 век » Автомобили без водителей завершили межконтинентальный пробег





Автомобили без водителей завершили межконтинентальный пробег

Октябрь 30th, 2010

Завершился межконтинентальный пробег самоуправляющихся автомобилейЭто беспримерное путешествие началось 20 июля в Парме (Италия), а закончилось вчера, 28 октября, в Шанхае (Китай). Два электровэна без водителей проехали друг за дружкой 13 тыс. км по заранее неизвестному маршруту, протянувшемуся через Восточную Европу, Россию, Казахстан и даже пустыню Гоби.

Идея и её успешное исполнение — на счету итальянской фирмы VisLab, которая, помимо прочего, вспомнила о своём удивительном древнем соотечественнике по имени Марко Поло. Да-да, столь же беспримерный путь из Венеции в Китай. Повторить телодвижения Поло сложно, поскольку в точности его маршруты неизвестны, но в первом приближении… почему бы и нет?.. Машины, к которым VisLab затем основательно приложила руку, изготовлены итальянской компанией Piaggio, которая известна своими мотороллерами. Спонсор проекта — Европейский исследовательский совет (European Research Council); его интерес — в «совершенствовании правил дорожной безопасности» и… развитии технологий, которые когда-нибудь ликвидируют водителей как класс.

Если коротко, схема эксперимента такова: лидирующий мини-вэн, в котором, как и в ведомом, всегда находятся два человека, допускает ручное управление, но стремится его избегать; ведомый, идущий «след в след» за головным, принципиально не управляется человеком. Двое в обеих машинах — это оператор (компьютерщик, программист — как угодно), отвечающий за автоматическую систему управления, и инженер, на всякий пожарный случай сидящий на месте водителя.

Электровэны оборудованы в общей сложности дюжиной приборов: четырьмя лазерными дальномерами на «солнечной тяге» (это принципиально, как и экологичность машин), семью видеокамерами и GPS-устройством. Весь этот комплекс управляется автоматической системой, названной GOLD (Generic Obstacle and Lane Detector). GOLD анализирует (и накапливает — надо полагать, самообучается под руководством человека) информацию, поступающую с «датчиков», и задаёт скорость машины и направление движения, невзирая на трафик, погоду и прочие «препятствия». Собранная головным авто информация передаётся ведомому и анализируется, чтобы приготовиться к дальнейшим передрягам.

Да, любопытно ещё и то, что маршрут заранее не прокладывался. Система действовала, что называется, по обстановке. Двигались по тем дорогам, которые были впереди; ничего не выбирали, не просчитывали.

«Мы не знали маршрута, — подтверждает инженер-исследователь Изабелла Фредрига. — Я имею в виду, мы не представляли, какие будут дороги, сумеем ли мы ехать по шоссе или «просёлку», будем ли тащиться в пробках или двигаться комфортно, кто нас будет окружать — сумасшедшие лихачи или дисциплинированные водители… В общем, мы почти всё это и испытали».

Приходилось ли вмешиваться в действия «автопилота»? — Разумеется. Редко, но бывало. Участники пробега вспоминают, что пришлось перехватить управление в московской пробке (ну конечно!), потом были проблемы со въездом на шоссе… Смешно, но однажды… дело было «неподалёку от Москвы»… машина остановилась, чтобы «подобрать автостопщика».

 Завершился межконтинентальный пробег самоуправляющихся автомобилей

«А так руль всегда управлялся компьютером, — поясняет руководитель проекта Альберто Брогги, профессор Пармского университета. — ПК шлёт команду — рулевое колесо приходит в движение, поворачивается, мы едем, избегая, разумеется, всяческих препятствий… Ну а общая идея заключалась в долгом путешествии по двум континентам, по разным странам, в разных погодных и дорожных условиях, с разной дорожной инфраструктурой. Только так мы могли получить весь спектр нестандартных ситуаций, чтобы испытать систему». Кстати, по словам профессора, самоходная технология поможет в исследованиях по улучшению водительских навыков. Кроме того, проглядывается её применение в сельском хозяйстве, горном деле, строительстве…

Электровэны двигались со скоростью максимум 60 км/ч. После 2–3 часов пробега следовали 8 часов «заправки» батарей. Цикл, конечно, угнетающий. «Иногда это действовало на нервы, что неизбежно приводило к человеческим ошибкам, — говорит Изабелла Фредрига. — Из-за этого было несколько жутковатых моментов, когда ведомая машина «въезжала» в лидера. А всё потому, что после остановки мы просто забывали выключить систему… просто забывали…»

Но теперь всё позади. Вчера, 28 октября, оранжевые итальянские «самоходки», как и планировалось, прибыли на выставку Shanghai Expo.

по информации: compulenta.ru