Госзаказ и контроль за его размещением | Строганов А.А.
ЧАСТЬ I. Контроль в сфере размещения заказов. Рассмотрение споров в органах, уполномоченных на осуществление контроля. Положительные стороны и недостатки Федерального закона № 94-ФЗ в части осуществления контроля.
1) Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
2) Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов.
3) Практика рассмотрения споров.
ЧАСТЬ II. Организация деятельности органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
1) Обеспечение деятельности по контролю.
2) Порядок контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о размещении заказов.
3) Организация и проведение проверок.
ЧАСТЬ III. Методология системы контроля размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
1) Методика осуществления контроля за размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
А. Особенности контроля организации и проведения открытого конкурса
Б. Особенности контроля организации и проведения открытого конкурса на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма
В. Особенности контроля организации и проведения закрытого конкурса
Г. Особенности контроля организации и проведения открытого аукциона
Д. Особенности контроля организации и проведения закрытого аукциона
Е. Особенности контроля организации и размещения заказа путем запроса котировок цен
Ж. Особенности контроля организации и размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
2) Отчетные материалы, подготавливаемые по результатам осуществления контроля за размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Заключение
К ЧИТАТЕЛЮ
Прошло уже более трех лет со дня вступления в силу Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», кардинально изменившего систему государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации.
Внедрение в жизнь новых механизмов и принципов потребовало огромных усилий от заказчиков и поставщиков, которым пришлось осваивать, по сути, новый порядок размещения государственных и муниципальных заказов.
Новый закон изменил, не только сами правила размещения заказов, но и подход к системе контроля. Поставщики начали учиться отстаивать свои права, а заказчики «обнаружили», что существует и реальная третья сторона в системе размещения заказов – контролеры.
Однако в отсутствие единых подходов, система контроля не может оказывать того, без преувеличения, определяющего влияния на становление и функционирование системы размещения заказов в целом. Руководство Федеральной антимонопольной службы, в качестве одного из приоритетов ставит унификацию как своей работы, так и своих территориальных подразделений.
Учитывая необходимость скорейшего выведения системы контроля на уровень максимальной эффективности, я рад представить Вашему вниманию первое исследование подобного уровня в области контроля - книгу моего коллеги Александра Строганова - профессионального юриста с обширным опытом осуществления контрольных мероприятий в сфере госзакупок.
Данную книгу можно смело рекомендовать самому широкому кругу специалистов по закупкам, хотя она и является персональным видением данной проблематики автором, но в этом заключается и еще одна ее ценность – помочь в конструктивных спорах выработать лучшее. Ведь, как известно, «истина рождается в споре».
А.А. Храмкин
Директор Института госзакупок РАГС,
председатель Ассоциации экспертов по госзакупкам.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Борьба с коррупцией постоянной проблемой в абсолютном большинстве государств. И наша страна, конечно, не исключение. Способы решения этой проблемы предлагаются постоянно, но предложения, практически всегда сводятся к одному - усиление ответственности. Ответственность конечно должна быть, но, в первую очередь, необходимо искать объективные и субъективные факторы, позволяющие коррупции проявляться. Одним из основных является существующее законодательство и принципы его соблюдения и реализации.
Госзакупки, по праву можно назвать одним из главных индикаторов уровня коррупции в стране, поскольку государство является крупнейшим игроком на рынке, ведь речь идет о расходовании колоссальной суммы, в несколько триллионов рублей.
Одной из целей, стоящих перед Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, является цель уменьшить коррупцию в госзакупках, но что, же мы видим? Цифры, связанные с уровнем коррупции, называемые независимыми источниками до принятия этого закона меньше, нежели нынешние публикующиеся цифры. Задаешься вопросом, насколько эффективен закон и как государство, принимающее его, хотело (насколько может) контролировать его исполнение. И чем же в итоге занимаются уполномоченные органы, в обязанности которых входит контроль и разработка методов борьбы с коррупцией, учитывая, что они получают заработную плату ежемесячно? Государство выделяет огромные деньги на эту борьбу, а в итоге не получает ничего…
Ни для кого не секрет, что размещение госзаказов является в России благоприятной средой для разного рода махинаций и сомнительных сделок. Ради получения крупного государственного заказа подрядчики готовы «откатывать» необходимую сумму чиновникам, пролоббировавшим их интересы.
По данным исследования общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России" 60 процентов предпринимателей уверены, что госзаказы распределяются чиновниками несправедливо.
По оценке главы думского комитета по науке, промышленности и наукоемким технологиям Мартина Шаккума, потери государства достигают около 150 млрд. рублей ежегодно. По информации главы думской комиссии по противодействию коррупции Михаила Гришанкова, только в 2006 году ущерб от коррупции в сфере госзакупок составил около 300 млрд. рублей.
Не скрывает этого и ФАС (цитата): «Самый распространенный сегодня размер отката составляет 10 процентов от суммы сделки. В итоге получается огромная сумма, сравнимая с государственными расходами на образование и здравоохранение и превышающая госрасходы на культуру и спорт».
В СМИ периодически появляются подобные интервью, в которых чиновники рассказывают о коррупции, приводят цифры, но сразу задаешься вопросом, если государство способно подсчитать это, почему оно не может эффективно бороться с этим явлением, подрывающим экономику, устои общества? И откуда у них эти цифры, и вообще как возможно это подсчитать? Или это обман, чтобы скрыть бездействие органов?
К интересному выводу приходишь, анализируя данные, приведенные на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы. Изучая их, приходишь к обескураживающему выводу – система государственного заказа «топчется» на месте!
Немного цифр:
Например, начиная, со 2 квартала 2007 года неуклонно растет количество жалоб поставщиков (незначительные колебания вызваны такими субъективными факторами, как: летний сезон, длительные выходные). Одновременно растет и количество решений, в которых жалобы, признаны обоснованными. Однако в процентном соотношении, количество жалоб, признанных обоснованными остается, практически постоянным (57%, 54%, 56%, 52%). Это может означать только одно – количество нарушений не сокращается.
Такой вывод подтверждает и анализ динамики количества выявленных нарушений законодательства о размещении заказов по итогам проведения проверок. Количество проверенных размещений заказов растет ежеквартально и во 2 квартале 2008 года достигло цифры в 12 тыс., а количество выявленных нарушений в процентном соотношении остается, практически, на одном уровне (опять же, делая поправку на субъективные факторы – 39%, 47%, 36%, 28%, 32%).
О чем могут свидетельствовать эти цифры? Или о крайнем непрофессионализме заказчиков или о чудовищном и, увы, не снижающемся уровне коррупции в области размещения заказов. Цитата: «Не знаю, насколько снизилась коррупция, но сильно повысилась квалификация коррупционеров».
Между тем, коррупция для государства является индикатором коррупции бытовой (для народа), поскольку любой чиновник является официальным представителем этого самого государства! Как может государство бороться с коррупцией тех своих представителей, которые, по определению, поставлены для реализации (осуществления) самих функций государства в отношении, когда оно не может контролировать тех, кого оно назначило блюсти свои интересы (осуществлять обеспечение функционирования самого себя).
Таким образом, коррупция в госзакупках, является первым индикатором коррупции в стране, так как в первую очередь государство для своего функционирования (т.е. для себя) не может наладить систему эффективного размещения заказа. Так как же оно может бороться в целом с этим явлением, если внутри себя оно не может это искоренить?!
Генеральный секретарь ООН К. Аннан в своем выступлении на сессии Генеральной ассамблеи по случаю принятия Конвенции ООН против коррупции сравнил коррупцию с «социальной чумой», эпидемии которой подвержены все современные общества: «Коррупция ослабляет демократию и правопорядок, что ведет к нарушениям прав человека, искажает рыночные механизмы, ухудшает качество жизни людей, способствует организованной преступности, терроризму и другим угрозам международной безопасности. Это опаснейшее явление присутствует во всех странах – больших и малых, богатых и бедных…».
В 2006 году Россия ратифицировала конвенцию ООН о противодействии коррупции и конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. И государство на собственном примере может и должно показать успешную борьбу с этим экономическим и социальным злом.
Публикуется с разрешения автора. Скачать полную версию (документ Word, архив RAR)
Госзаказ и контроль за его размещением / Строганов А.А.;
Контактные данные автора:
Строганов Александр Андреевич
Россия, Москва
т. +7 (495) 222 60 31
e-mail: akonkurs(at)mail.ru
ООО «Сен Мишель Груп», Национальный Копирайт-Центр - Москва, 2010. - 300 с. - Библиогр.: 20 назв. - Рус. - Деп. в ИНИОН РАН 21.10.10, № 60917
Библиографическое описание научной работы будет опубликовано в Библиографическом указателе «Депонированные научные работы».
Статья рассмотрена на заседании Научно-технического совета ООО «Сен Мишель Груп», протокол № 1 от 01 октября 2010 года.
Рецензент: к.ю.н. Ковалева Ирина Сергеевна
Национальный Копирайт-Центр
http://nationalcenter.ru
Россия, Москва
Смоленский бульвар д. 24 стр. 2.
Группа компаний «Сен Мишель Груп»
Тел. (499) 248 28 47