Методы осуществления контроля размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд | Строганов А.А
Прошло уже без малого два года с вступления в силу федерального закона №94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (94-ФЗ), кардинально изменившего систему государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации.
Одними из основных приоритетов данного закона стали повышение прозрачности и эффективности государственных и муниципальных закупок, а так же снижение рисков коррупции и недобросовестности при выборе поставщиков. При разработке 94-ФЗ в него закладывались соответствующие нормы, однако в ходе принятия закона не все из них удалось облечь в четкие и однозначные статьи закона. Кроме того, в ходе дальнейшее работы по совершенствованию законодательства ряд требований закона постепенно модифицировались, появлялись новые правила и процедуры размещения государственного и муниципального заказа.
Необходимость расширения круга лиц, участвующих в процессе выбора контрагентов, значительно опережает темпы подготовки и переподготовки специалистов в области государственных закупок. Как следствие, лица, ответственные за проведение закупок не всегда в должной степени обладают соответствующими знаниями и навыками, зачастую допуская серьезные нарушения законодательства. Недостатками в системе размещения государственного и муниципального заказа пользуются и некоторые недобросовестные поставщики.
Помимо законодательного регулирования и уровня подготовки специалистов по закупкам, значительную роль играет система контроля размещения заказа, позволяющая минимизировать риски ошибок и злоупотреблений и обеспечить высокую объективность и эффективность принимаемых в ходе размещения государственного и муниципального заказа решений.
Однако, существующая в настоящее время, система контроля оказывает не только положительное, но и негативное воздействие на становление и функционирование системы размещения заказов, в целом. Значительную роль в этом играет отсутствие единых подходов при проверках не только в рамках работы различных контролирующих органов, но и территориальных подразделений одного органа. Так, в ряде случаях в разных регионах при проведении внеплановых проверок разные Управления федеральной антимонопольной службы выносили по схожим вопросам зачастую диаметрально противоположные решения. Не случайно руководство Федеральной антимонопольной службы, в качестве одного из приоритетов работы в 2007 г. поставило унификацию работы своих территориальных подразделений.
Именно этой задаче посвящена данная книга. Автор детально определяет все этапы процедур контроля в ходе размещения государственных и муниципальных закупок, уделяя особое внимание единым и юридически выверенным формулировкам в документах, составляемых в ходе такой работы. Особую ценность придает книге ее базирование не только на требованиях законодательства, но и на обширном и глубоком опыте автора в области осуществления контрольных мероприятий.
Данная книга является первым публично доступным исследованием в области создания единой методики контроля размещения государственного и муниципального заказа. Ее можно рекомендовать не только для практической работы руководителей и сотрудников контролирующих органов, но и в качестве настольной книги специалистов по закупкам, в первую очередь полезной для понимания основных принципов организации закупок и контроля. Книга представляет интерес и для поставщиков (участников размещения заказа) как методическое пособие, способное оказать существенную помощь при необходимости обжалования действий заказчика и уполномоченного органа.
Кирилл Кузнецов,
руководитель Центра эффективных закупок «Тендеры.ру»
ВВЕДЕНИЕ
Контроль всегда был и остается одним из важнейших элементов любой экономики, как рыночной, так и построенной на иных, внерыночных основах.
Однако учитываю саму специфику системы государственных закупок, государство вынуждено контролировать себя изнутри, используя метод государственного, управленческого контроля, который, в первую очередь, подразумевает проверку соответствия процедур закупок законодательству. В настоящее время, наблюдается стойкая тенденция по ужесточению контроля за размещением заказов со стороны государства. Учащаются проверки органов, уполномоченных на осуществление контроля. Все активнее включаются в конкурсные процедуры грамотные квалифицированные поставщики (отстаивают свои законные права, подают судебных иски в случае нарушения правил проведения конкурса и т.п.). Учащаются случаи наказания (в первую очередь руководителей) тех, кто сознательно, либо в силу недостаточной квалификации допускает нарушения законодательства. Последствия таких нарушений самые печальные: штрафы, снятия с должностей и, даже, обвинительные приговоры. Не говоря уже о том, что государство несет огромные убытки.
Но говорить о становлении системы контроля в области размещения заказов для государственных и муниципальных нужд можно стало только в последние годы.
С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который принципиально изменил, как сами правила размещения заказов, так и подход к системе контроля.
Это его безусловное преимущество перед прежде действующим законодательством в области государственных и муниципальных закупок. Прежде действующее законодательство вообще не содержало какую-либо регламентацию деятельности по осуществлению контроля в области размещения заказов. И лишь в Федеральном законе № 94-ФЗ появилась глава, описывающая общие принципы и подходы к осуществлению контроля.
Однако для эффективной деятельности по осуществлению контроля этого недостаточно. Практика, наработанная за все время существования современной системы размещения заказов позволила выявить ряд «узких мест» в системе контроля, которые необходимо устранить в кратчайшие сроки. Это и отсутствие понятного уровня полномочий контролирующих органов, полноценного взаимодействия между контролирующими органами, и отсутствие системы обмена единообразной и своевременной информацией, и многое другое. Но самое главное, до сих пор не предприняты шаги по установлению единого подхода к методам и методикам осуществления контрольной деятельности. Отсутствие единых подходов, методологии осуществления контроля не позволяют провести комплексный анализ нарушений законодательства, вывить сопутствующие нарушения и, в первую очередь, сами причины нарушений. Необходимы методические материалы и рекомендации, направленные на организацию и проведение контроля в сфере размещения заказов, которые позволят проводить контрольные мероприятия, подготавливать отчеты (акты), вырабатывать рекомендации по единым стандартам.
В настоящей книге предлагается методика осуществления контроля размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, которая детально регламентирует действия контролера при осуществлении проверок.
Предлагаемая методика состоит из пяти блоков:
1. Общий (вводно-информационный):
- содержит информацию о целях и задачах системы контроля и мониторинга, общие принципы проведения мероприятий и постановке конкретных задач.
2. Перечень документов и сведений, необходимый для проведения проверки:
- содержит перечень документов и сведений, предоставляемых государственным заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, конкурсной, аукционной, котировочной либо единой комиссией, в ходе проверки.
3. Нормативно-правовая база:
- содержит ссылки на нормативные правовые акты в области размещения заказов (Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 94-ФЗ, антимонопольное законодательство, иные нормативные правовые акты).
4. Методика проведения проверки (с указанием требований нормативных правовых актов):
- содержит конкретные задачи, которые необходимо решить в ходе проведения мероприятий.
5. Формулировки нарушений (возможные записи в актах, предложениях, предписаниях):
- содержит примерные унифицированные формулировки, которые могут содержаться в отчетных документах.
6. Форма сводного отчета по результатам проверки:
- содержит сводную информацию раскрывает о вопросах, ответ на которые получен в ходе проведения проверки (в абсолютном (да/нет) значении, в количественном и процентном выражении) или в виде экспертного заключения.
Однако, учитывая стандартизацию получаемой в ходе проверок информации, данная методика является базой для оценки эффективности и самой системы контроля, позволяя, в зависимости от полученных результатов вносить коррективы в саму методику, не прибегая к таким шагам, как принятие новых и изменение существующих нормативных правовых актов.
Таким образом, внедрение методики в сферу осуществления контроля в области размещения заказов ведет, в первую очередь, к повышению самой эффективности контроля, снижению коррупции, как при размещении заказов, так и при осуществлении самого контроля, росту доверия со стороны заказчиков и поставщиков…
Публикуется с разрешения автора. Скачать полную версию (документ Word, архив RAR)
Методы осуществления контроля размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд / Строганов А.А.;
Контактные данные автора:
Строганов Александр Андреевич
Россия, Москва
т. +7 (495) 222 60 31
e-mail: akonkurs(at)mail.ru
ООО «Сен Мишель Груп», Национальный Копирайт-Центр - Москва, 2010. - 300 с. - Библиогр.: 20 назв. - Рус. - Деп. в ИНИОН РАН 21.10.10, № 60916
Библиографическое описание научной работы будет опубликовано в Библиографическом указателе «Депонированные научные работы».
Статья рассмотрена на заседании Научно-технического совета ООО «Сен Мишель Груп», протокол № 1 от 01 октября 2010 года.
Рецензент: к.ю.н. Попова Ольга Владимировна
Национальный Копирайт-Центр
http://nationalcenter.ru
Россия, Москва
Смоленский бульвар д. 24 стр. 2.
Группа компаний «Сен Мишель Груп»
Тел. (499) 248 28 47